Рабочая программа Предметная область - Естествознание Мир природы и человека 2 а класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Кировградская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»

Принято:
Педагогическим советом школы
Протокол заседания
№ 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждаю:
Директор школы
Паршутина О. В.
Приказ № 97 от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа
Предметная область: Естествознание
«Мир природы и человека»
для обучающихся 2 «А» класса

Составитель:
учитель первой
квалификационной категории
Чусовитина Ирина Рашитовна

2023 год

Структура рабочей программы учебного предмета «Мир природы и человека»:
1. Пояснительная записка.
2. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
3. Содержание учебного предмета.
4. Тематическое планирование.

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена для обучающихся 2 «А» класса по предмету «Мир природы и
человека», на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО
«Кировградская школа - интернат»;
4. Учебный план ГБОУ СО «Кировградская школа-интернат».
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс,
включающий:
Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. / Н.Б.
Матвеева, И.А. Ярочкина, М. А. Попова – М.: Просвещение, 2018г.
Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. В 2 ч. / Н.Б. Матвеева, М. А. Попова – М.: Просвещение, 2020
г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) определяет цель и
задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения - расширение знаний и представлений о живой и неживой природе;
понимание основных взаимосвязей, существующих между миром природы и человека,
наблюдение связей между объектами природы.
Задачи обучения:







уточнение и расширение представлений об окружающей действительности;
расширение естественнонаучных знаний;
развитие навыков устной речи;
воспитание интереса и бережного отношения к природе;

формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе
определяет следующие задачи:

 расширение представлений у обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы,
механизмов приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и
простейших опытных действий;

 закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его
значении в жизни живой природы, смене времен года;

 формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы, изучение
воды и ее свойств;

 формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические
данные;

 расширение знаний обучающихся о природе своего края;
 формирование у обучающихся первоначальных сведений о природо - охранительной
деятельности человека, обучение бережному отношению к природе.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир
природы и человека» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1
час в неделю).
2. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:

 развитие

этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей, сопереживания к животным;

 воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства
любви к природе.
Формирование базовых учебных действий.
Коммуникативные учебные
действия:

Регулятивные учебные
действия:

Познавательные учебные
действия:

- вступать в контакт и
работать
в
коллективе
(учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс,
учитель - класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и
принимать помощь;
слушать
и
понимать
инструкцию
к
учебному
заданию;
- договариваться и изменять
свое поведение с учетом
поведения других участников
спорной ситуации.

- входить и выходить из учебного
помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве
класса;
адекватно
использовать
ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.)
работать
с
учебными
принадлежностями;
- организовывать рабочее место;
активно
участвовать
в
деятельности,
контролировать
свои действия;
оценивать
действия
одноклассников;
- соотносить свои действия и их
результаты
с
заданными
образцами.

- выделять существенные,
общие
и
отличительные
свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые
отношения предметов;
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на
наглядном материале;
пользоваться
знаками,
символами, предметами –
заместителями;
- писать;
- наблюдать; работать с
информацией
под
руководством и с помощью
учителя.

Предметные результаты.
Минимальный уровень

Достаточный уровень

 узнавать и называть изученные объекты в

 узнавать и называть изученные объекты в

натуральном виде, в есте ственных условиях, на
иллюстрациях;

натуральном виде, в естественных условиях,
на иллюстрациях, фотографиях;

 правильно и точно называть изучаемые

 иметь представление о взаимосвязях между

объекты и явления живой инеживой природы;

изученными
объектами,
окружающем мире;

 называть сходные объекты, отнесенные к
одной и той же изучаемойгруппе;

 иметь

их

месте

в

 относить

изученные
объекты
к
определенным группам с учетом оснований
для классификации;

представление об элементарных
правилах безопасного поведения в природе и
обществе;

 давать краткую характеристику своего

 знать основные требования к режиму дня

отношения к изученным объектам;

обучающегося и понимать необходимости его
выполнения;

 правильно и точно называть изученные

 знать основные правила личной гигиены и

 знать правила гигиены частей тела;
 знать отличительные существенные признаки

выполнять их в повседневной жизни;

 уметь ухаживать за комнатными растениями,
кормить зимующихптиц.

объекты, явления, их признаки;

групп объектов;

 знать о некоторых правилах безопасного
поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;

 отвечать на вопросы и ставить вопросы по
содержанию изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения;

 уметь соблюдать элементарные санитарногигиенические нормы;

 проявлять

активность
совместной деятельности
общении с обучающимися.

в
и

организации
ситуативном

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых
результатов освоениярабочей программы по учебному предмету
«Мир природы и человека» во 2 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:






0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов во время обучения в первом полугодии второго классе не
проводится. Результат продвижения обучающихся второго класса в развитии определяется на
основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования
учебных и коммуникативных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки:
«верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

 «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
 «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
 «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные
особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой
сферы. Предметные результаты со второго полугодия второго класса выявляются в ходе
выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше
верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных
результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие»,
«отличные».
Со второго полугодия 2-го класса оценивание проводится по пятибалльной шкале.
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе
выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с
оценками:

 «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
 «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
 «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный
ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает
возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении
фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в
применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих
вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире,
ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять
самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
3. Содержание учебного предмета.
Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного
материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся,
способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе предусматривает

изучение объектов и явлений окружающего мира через взаимодействие с различными
носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической
деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать
связьмежду природными явлениями и жизнью человека.
Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2 классе способствует
использование наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для расширения и
накопления опыта взаимодействия обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и
неживойприроды.
С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного усвоения знаний
учителям рекомендовано использовать активные методы обучения: проблемные и частичнопоисковые, с помощью которых возможно активизировать обучающихся. В процессе обучения
необходимоиспользовать различные игровые ситуации.
Содержание разделов
Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времён года в связи с изменениями положения
солнца. Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание,
дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов,
потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые
дожди, ливень. Продолжение наблюдения за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года.
Наблюдение за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб,
сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдение
за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде.
Неживая природа.
Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Наблюдение за изменениями положения солнца в течении суток: утро, день, вечер, ночь.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные
представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода
горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа.
Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха,
воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция, кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными
растениями.
Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании
человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в

питании человека.
Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.
Животные.
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид,
питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для
жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда
обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение.
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник
(элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
№
п/п

Название раздела

Кол-во
часов

Контрольные
работы

1.

Неживая природа. Долгота дня.

2

2.

Сезонные изменения в природе. Осень.

3

3.

Неживая природа. Вода.

3

4.

Сезонные изменения в природе. Зима.

3

5.

Живая природа. Растения.

8

6.

Живая природа. Животные.

5

7.

Сезонные изменения в природе. Весна.

3

8.

Живая природа. Человек.

4

1

9.

Сезонные изменения в природе. Лето.

3

1

Итого:

34

4

1

1

4. Тематическое планирование.
Мир природы и человека. 2 класс.
1 час в неделю, 34 часа в год.
№
п/п

КолПрограммное содержание
во
часов
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ДОЛГЛТА ДНЯ. 2 часа
Сутки. С. 4 - 7
Прослушивание вводного
1
1
слова учителя о сутках.
Рассматривание рисунка.
Наблюдения за изменением
положения солнца в течение
суток: утро, день, вечер,
ночь.
Ответы на вопросы о
занятиях людей в разное
время суток.
2

3

Тема предмета

Долгота дня летом и
зимой.
с. 8 – 12

Осень.
с. 13 – 17

Экскурсия.

1

1

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Прослушивают вводное слово
учителя о сутках.
Наблюдают за изменением
положения солнца в течение
суток: утро, день, вечер, ночь в
естественных условиях.
Дополняют
предложения
с
помощью учителя.
Отвечают на вопросы о занятиях
в разное время года с помощью
учителя.
Составление
рассказа
о Рассматривают рисунки.
долготе дня и ночи летом и
Составляют рассказ о долготе дня
зимой.
и ночи летом и зимой с опорой на
Дополнение предложений.
картинки с помощью учителя.
Объяснение
смысла
Отвечают на вопросы с помощью
пословицы.
учителя.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОСЕНЬ.
3 часа
Экскурсия в осенний парк.
Рассматривают листья деревьев
Просмотр видео об осени.
на экскурсии.
Рассматривание схемы.
Просматривают видео об осени.
Составление рассказа по Рассматривают схемы.
схемам.
Составляют рассказ по картинкам

Достаточный уровень
Прослушивают вводное слово
учителя о сутках.
Наблюдают за изменением
положения солнца в течение
суток: утро, день, вечер, ночь в
естественных
условиях
на
картинках.
Дополняют
предложения
самостоятельно.
Отвечают на вопросы о занятиях
в разное время года.
Рассматривают
рисунок.
Составляют рассказ о долготе дня
и ночи летом.
Объясняют смысл пословицы.

Рассматривают листья деревьев
на экскурсии.
Просматривают видео об осени.
Называют листья деревьев
Рассматривают
схемы
и

Ответы на вопросы.
Чтение стихотворения.
Рассматривание
картины
Левитана,
ответы
на
вопросы.
Называние осенних месяцев.

с помощью учителя.
Отвечают на вопросы с помощью
учителя.
Слушают стихотворение.
Рассматривают картины Левитана, отвечают на вопросы.
Называют осенние месяцы по
картинкам с помощью учителя.

4

Растения
осенью.
с. 18 – 23

животные

1

Просмотр видео. Ответы на
вопросы.
Называние
деревьев,
растений,
кустарников,
нахождение на картинке.
Рассматривание
рисунка.
Соотнесение картинок.
Чтение текста.
Называние перелётных птиц,
узнавание на картинке.
Отгадывание загадок.
Ответы на вопросы о жизни и
птиц животных осенью.

Просматривают видео. Отвечают
на вопросы с помощью учителя.
Называют 1-2 дерева, растения
Находят их на картинке с
помощью учителя.
Рассматривают
рисунок.
Соотносят картинки и названия с
помощью учителя.
Рассматривают
рисунок
Прослушивают текст. Называют 12 перелётных птицы на картинке.
Отвечают на вопросы о жизни и
птиц
животных
осенью
с
помощью учителя.

5

Занятия людей осенью.
с. 24 - 28

1

Чтение
текста.
Рассматривание
рисунка
Ответы на вопросы.
Называние осенних плодов по
картинкам.
Знакомство
с
понятием
«гербарий».

Слушают текст. Рассматривают
рисунок.
Отвечают на вопросы с помощью
учителя.
Называют 1-2 осенних плода в
натуральном виде, соотносят их с
картинкой

и

поясняют их.
Составляют рассказ по схемам
Самостоятельно.
Отвечают на вопросы.
Читают стихотворение.
Рассматривают картины Левитана, отвечают на вопросы.
Называют
осенние
месяцы
самостоятельно.
Просматривают видео. Отвечают
на вопросы.
Называют 2-3 дерева, растения,
кустарника.
Находят
их
на
картинке
самостоятельно.
Рассматривают
рисунок.
Соотносят картинки и названия
самостоятельно.
Рассматривают рисунок . Читают
текст.
Называют 2-3 перелётные птицы
на картинке.
Отвечают на вопросы о жизни и
птиц
животных
осенью
самостоятельно.
Читают текст. Рассматривают
рисунок.
Отвечают на вопросы.
Называют 2-3 осенних плода в
натуральном виде и на картинке
Знакомятся
с
понятием
«гербарий».

Чтение стихотворения.

6

Овощи.
с. 21- 25

Огород.

1

7

Сад.
с. 27 – 30

Фрукты.

1

8

Овощи

и

фрукты

в

1

ОГОРОД. САД.
Описание овощей с опорой на
рисунок.
Называние
овощей,
их
признаков.
Рассматривание
схемы,
нахождение
знакомых
овощей.
Чтение текста.
Отгадывание загадки Чтение
стихотворения
Перечисление
любимых
овощей.
Проговаривание
рецепта
салатаи варенья
Рисование овощей и фруктов
в тетрадь.
Ответы на вопросы.
Описание фруктов с опорой
на рисунок.
Называние
фруктов,
их
признаков.
Рассматривание
схемы,
нахождение
знакомых
фруктов.
Чтение текста.
Отгадывание загадки. Чтение
стихотворения.
Перечисление
любимых
фруктов.
Рисование фруктов в тетрадь.
Ответы на вопросы.
Описание овощей и фруктов с

Знакомятся
с
понятием
«гербарий».
Слушают стихотворение.
3 часа
Рассматривают
изображения
овощей.
Описывают овощи по рисунку с
помощью учителя.
Называют
2-3
овоща
Рассматривают схемы, находят
знакомые овощи.
Читают часть текста.
Слушают
стихотворение.
Перечисляют любимые овощи
.Слушают рецепт салата.
Раскрашивают овощи и фрукты в
тетради.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки с помощью учителя.
Рассматривают
изображения
фруктов.
Описывают фрукты по рисунку с
помощью учителя
Называют
2-3
фрукта.
Рассматривают схемы, находят
знакомые фрукты.
Читают часть текста. Слушают
стихотворение.
Перечисляют
любимые фрукты.
Раскрашивают фрукты втетради.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки с помощью учителя.
Рассматривают

Читают стихотворение.

Рассматривают
изображения
овощей.
Описывают овощи по схеме.
Называют
3-5
овощей
Рассматривают схемы, находят
знакомые овощи.
Читают текст вслух.
Читают вслух стихотворение.
Перечисляют любимые овощи.
Читают и повторяют рецепт салата
и варенья.
Рисуют овощи и фрукты в тетради.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно.

Рассматривают
изображения
фруктов.
Описывают фрукты по схеме
Называют
3-5
фруктов.
Рассматривают схемы, находят
знакомые фрукты.
Читают текст вслух.
Читают вслух стихотворение.
Перечисляют любимые фрукты.
Читают и повторяют рецепт
варенья.
Рисуют фрукты в тетради.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно.
изображения Рассматривают
изображения

питании
с. 26

человека.

9

Растения.
растений.
с. 5 – 11

Части

1

10

Жизнь
с. 12 – 14

растений.

1

опорой нарисунок.
Называние овощей и фруктов,
их признаков.
Рассматривание
схемы,
нахождение знакомых овощей
и фруктов.
Чтение текста.
Отгадывание загадки. Чтение
стихотворения.
Перечисление
любимых
овощей и фруктов.
Проговаривание
рецепта
салатаи варенья.
Рисование овощей и фруктов
втетрадь.
Ответы на вопросы.
РАСТЕНИЯ.
Рассматривание изображения
растений
Называние по картинке частей
растений
Чтение текста
Ответы на вопросы с опорой
нарисунки
Работа с опорными словами
Заучивание стихотворения
Рассматривание
картинки
Чтение текста.
Сравнение
рисунков.
Проговаривание правил
ухода за растениями.
Ответы на вопросы с опорой
накартинки.

овощей и фруктов.
Описывают овощи и фрукты по
рисунку спомощью учителя.
Называют 2-3 овоща и фрукта.
Рассматривают схемы, находят
знакомые овощи и фрукты.
Читают часть текста. Слушают
стихотворение.
Перечисляют
любимые фрукты и овощи.
Слушают рецепт салата и варенья.
Раскрашивают овощи и фрукты в
тетради.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки с помощью учителя.

овощей и фруктов.
Описывают овощи и фрукты по
схеме. Называют 3-5 овощей и
фруктов. Рассматривают схемы,
находят знакомые овощи
и
фрукты.
Читают текст вслух.
Читают вслух стихотворение.
Перечисляют любимые овощи и
фрукты. Читают и повторяют
рецепт салата и варенья.
Рисуют овощи и фрукты в тетради.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно.

5 часов
Рассматривают изображения растений
Называют части растений в натуральном виде с помощью учителя
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой на
рисунки
Составляют словосочетания и
предложения по опорным словам
Читают стихотворение
Рассматривают картинки.
Читают часть текста.
Сравнивают
рисунки.
Проговаривают правила
ухода
за
растениями
в
естественных
условиях
с
помощью учителя.
Отвечают на вопросы с опорой на

Рассматривают
изображения
растений
Называют части растений в
натуральном виде и на картинке
Читают текст
Отвечают на вопросы самостоятельно
Составляют
предложения
по
опорным словам
Читают и заучивают стихотворение
Рассматривают картинки.
Читают текст.
Сравнивают рисунки и называют
различия.
Проговаривают правила
ухода за растениями с опорой на
картинки.
Отвечают
на
вопросы

11

Растения влаголюбивые
и
засухоустойчивые.
с. 15, 16

1

12

Растения светолюбивые
и
тенелюбивые.
с. 17

1

13

Комнатные
растения.
Уход за комнатными
растениями.

1

с. 18-19

14

Зима.
с. 29 – 31

Экскурсия.

1

картинки с помощью наводящих
вопросов.
Рассматривание
картинки Рассматривают рисунок.
Чтение текста.
Отвечают на вопросы с опорой на
Сравнение
рисунков. картинки с помощью наводящих
Проговаривание правил
вопросов.
ухода за растениями.
Ответы на вопросы с опорой Рисунок растений (по трафарету).
Соотносят растения по месту
накартинки.
обитания с помощью учителя.
Рассматривание
картинки Рассматривают рисунок.
Чтение текста.
Отвечают на вопросы с опорой на
Сравнение
рисунков. картинки с помощью наводящих
Проговаривание правил
вопросов.
ухода за растениями.
Ответы на вопросы с опорой Рисунок растений (по трафарету).
Соотносят растения по месту
накартинки.
обитания с помощью учителя.
Рассматривание
картинки. Рассматривают картинки.
.Чтение текста.
Читают часть текста.
Сравнение
рисунков. Сравнивают рисунки.
Проговаривание правил
Проговаривают правила
ухода
за
комнатными ухода за комнатными растениями в
растениями.
естественных
условиях
с
Ответы на вопросы с опорой помощью учителя.
накартинки.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки с помощью наводящих
вопросов.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ЗИМА.
3 часа
Просмотр
видео. Просматривают
видео.
Рассматривание рисунка.
Рассматривают рисунок.
Называние признаков зимы. Называют 1-2 признака зимы в
Повторение названий зимних естественных условиях и по
месяцев.
картинке.
Работа с опорными словами. Повторяют
названия
зимних

самостоятельно.
Рассматривают рисунок.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки с помощью наводящих
вопросов.
Рисунок растений (по образцу).
Соотносят растения по месту
обитания самостоятельно.
Рассматривают рисунок.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки с помощью наводящих
вопросов.
Рисунок растений (по образцу).
Соотносят растения по месту
обитания самостоятельно.
Рассматривают картинки.
Читают текст.
Сравнивают рисунки и называют
различия.
Проговаривают правила
ухода за комнатными растениями
с опорой на картинки.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно.

Просматривают
видео.
Рассматривают рисунок.
Называют 3-4 признака зимы по
картинке.
Повторяют
названия
зимних
месяцев.

Знакомство и объяснение
смысла пословицы.
Чтение
стихотворения.
Экскурсия в зимний парк.
Подкормка птиц в кормушках.

15

Растения и животные
зимой.
с. 32 – 34

1

Рассматривание иллюстраций.
Отгадывание загадки.
Чтение рассказа.
Описание
животного
по
плану.
Отгадывание
животного по описанию.
Называние диких животных.

16

Занятия людей зимой.
с. 35 – 39

1

Прослушивание
вводного
слова учителя.
Рассматривание
рисунков.
Называние зимней одежды по
рисунку.
Называние
видов
деятельностилюдей зимой.
Рассказ об играх детей зимой.
Просмотр
сказки
«Два
Мороза». Ответы на вопросы
по рисунку. Рисование в
рабочей тетради снежинки.
Правила безопасности зимой:

месяцев по картинке с помощью
учителя.
Составляют словосочетания и
предложения по опорным словам.
Слушают
стихотворение
Отвечают на вопросы с помощью
учителя.
Наблюдают
за
растениями зимой в естественных
условиях.
Кормят птиц в кормушках с
помощью учителя.
Рассматривают
иллюстрации.
Читают
часть
рассказа.
Описывают животное по картинке
с помощью учителя.
Отгадывают
животное
по
описанию.
Называют 2-3 диких животных.
Отвечают на вопросы с помощью
учителя.
Прослушивают вводное слово
учителя.
Рассматривают
иллюстрации.
Называют 2-3 предмета зимней
одежды по рисунку.
Называют 2-3 вида деятельности
людей, игры детей зимой по
картинке.
Просматривают сказку «Два Мороза».
Отвечают на вопросы с помощью
учителя
по
результатам
просмотра.

Составляют
предложения
по
опорным словам.
Объясняют смысл пословицы
.Читают стихотворение.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно. Наблюдают за
растениями зимой в естественных
условиях.
Кормят
птиц
в
кормушках самостоятельно.
Рассматривают
иллюстрации.
Читают рассказ.
Описывают животное по плану
самостоятельно.
Отгадывают
животное
по
описанию.
Называют 3-4 диких животных.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно.
Прослушивают вводное слово
учителя.
Рассматривают
иллюстрации.
Называют 3-4 предмета зимней
одежды.
Называют 3-4 вида деятельности
людей зимой.
Рассказывают об играх детей
зимой.
Просматривают
сказку
«Два
Мороза».
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно по результатам

(гололед, сосульки с крыш).

17

Дикие и
животные.
с. 32, 33

18

Кошка
с. 34 – 37

19

ЖИВОТНЫЕ.
Сравнение домашних и диких
животных
по
картинке.
Рассматривание
рисунков.
Составление
рассказа
о
домашних и диких животных.
Ответы
на
вопросы.
Сравнение домашних и диких
животных по картинке.

домашние

1

рысь.

1

Сравнение кошки и рыси по
картинке.
Рассматривание
рисунков.
Составление
рассказа о домашних и диких
животных.
Ответы
на
вопросы.
Сравнение
домашних и диких животных
по картинке.

Породы кошек и собак.
с. 38, 39
с. 45, 46

1

Рассматривание изображения
разных пород кошек и собак.
Сравнение
пород
кошек,
собак.
Ответы
на
вопросы.
Рисование животного.

и

Срисовывают в рабочую тетрадь
снежинку по образцу.
Прослушивают
правила
безопасности зимой (как вести
себя в гололед, какую опасность
представляют сосульки).
4 часа
Сравнивают домашних и диких
животных по картинке с помощью
учителя.
Рассматривают
рисунки.
Составляют краткий рассказ о
домашних и диких животных с
помощью наводящих вопросов.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки с помощью учителя.
Сравнивают кошку и рысь
животных по картинке с помощью
учителя.
Рассматривают
рисунки.
Составляют краткий рассказ о
домашних и диких животных с
помощью наводящих вопросов.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки с помощью учителя.
Рассматривают
изображения
разных пород кошек и собак.
Сравнивают породы кошек, собак
с помощью учителя. Отвечают на
вопросы с опоройна картинки
Раскрашивают животное.

просмотра.
Рисуют
в
рабочей
тетради
снежинки.
Прослушивают
и
дополняют
правила безопасности зимой:
(гололед, сосульки с крыш).
Сравнивают домашних и диких
животных
по
картинке.
Рассматривают
рисунки.
Составляют рассказ о
домашних и диких животных.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно.

Сравнивают кошку и рысь по
картинке. Рассматривают рисунки.
Составляют рассказ о
домашних и диких животных.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно.

Рассматривают
изображения
разных пород кошек, собак.
Сравнивают породы кошек, собак.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно.
Рисуют животное в тетради.

Чтение текста.
Отгадывание загадки.
Ознакомление с правилами
ухода за домашним питомцем.
Составление
рассказа
по
рисунку.
20

21

22

Собака
с. 40 – 44

и

волк.

Рыбы.
с. 47-51

Человек. Гигиена тела
человека.
с. 52 – 54

1

1

1

Читают часть текста.
Составляют
предложение
по
опорным словам.
Слушают правила ухода за
домашним питомцем.
Составление краткий рассказ по
рисунку с помощью учителя.
Сравнение домашних и диких Сравнивают домашнее и дикое
животных
по
картинке. животное с помощью учителя
Рассматривание
рисунков. собака – волк.
Составление
рассказа
о Рассматривают
рисунки.
домашних и диких животных. Составляют краткий рассказ о
Ответы
на
вопросы. домашних и диких животных с
Сравнение домашних и диких помощью наводящих вопросов.
животных по картинке.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки с помощью учителя.
РЫБЫ.
1 час
Рассматривание изображения Рассматривают рисунки.
рыбы.
Находят части тела рыбы на
Нахождение частей тела рыбы. картинке.
Чтение текста. Ответы на Отвечают на вопросы с опорой на
вопросы.
картинки и с помощью учителя.
Составление
рассказа
по Читают
часть
текста.
схеме. Просмотр видео об Рассматривают
схемы.
аквариуме.
Рисование Составляют предложение посхеме.
аквариума с рыбой.
Просматривают
видео
об
аквариуме.
Срисовывают аквариум.
ЧЕЛОВЕК.
4 часа
Чтение
текста. Рассматривают рисунок.
Рассматривание
рисунка. Читают часть текста.

.Читают текст.
Составляют рассказ по картине.
Читают
правила
ухода
за
домашним питомцем.

Сравнивают домашнее и дикое
животное собака – волк по
представлению.
Рассматривают
рисунки.
Составляют рассказ о
домашних и диких животных.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно.

Рассматривают рисунки.
Находят и называют части тела
рыбы на картинке.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно.
Читают текст.
Рассматривают
схемы.
Составляют рассказ по схеме.
Просматривают
видео
об
аквариуме.
Рисуют аквариум с рыбой.
Рассматривают рисунок.
Читают текст.

Ответы на вопросы.
Разучивание
комплекса
утренней гимнастики.

пищеварения.

1

Рассматривание
рисунка.
Нахождение и называние на
картинке
органов
пищеварения человека.
Чтение текста. Ответы на
вопросы.
Выбор полезных продуктов
порисунку.

человека.
питания.

1

Рассматривание рисунка.
Называние
принципов
правильного питания.
Выбор меню на день.
Запись в тетрадь главных
правил питания.
Составление рассказа о пользе
фруктов и овощей.

1

Прослушивание
вводного
слова учителя.
Рассматривание
рисунков.
Проговаривание
основных
правил
профилактики

23

Органы
с. 55, 56

24

Питание
Правила
с. 57 – 68

25

Профилактика
отравлений.
с. 69, 70

Отвечают на вопросы с опорой на
картинки.
Составляют
предложение
о
гигиене тела по картинке с
помощью учителя.
Разучивают комплекс утренней
гимнастики (2-3 упражнения).
Рассматривают рисунок. Находят
и называют на картинке органы
пищеварения человека с помощью
учителя.
Читают часть текста.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки.
Выбирают 1-2 полезных продукта
по рисунку.
Рассматривают рисунок.
Называют основы правильного
питания.
Выбирают меню на день с
помощью учителя.
Составляют предложение о пользе
фруктов и овощей с опорой на
картинку.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки.
Прослушивают вводное слово
учителя.
Рассматривают
рисунки.
Проговаривают основные правила
профилактики
пищевых

Отвечают на вопросы. Составляют
рассказ о гигиене человека с
опорой на картинки. Разучивают
комплекс утренней гимнастики (34 упражнения).

Рассматривают рисунок. Находят и
называют
органы пищеварения человека по
схеме.
Читают текст. Отвечают на
вопросы.
Выбирают 2-3 полезных продукта.

Рассматривают рисунок.
Называют принципы правильного
питания.
Выбирают меню на день с
помощью учителя.
Составляют рассказ о пользе
фруктов и овощей.
Отвечают на вопросы.

Прослушивают вводное слово
учителя.
Рассматривают
рисунки.
Проговаривают основные правила
профилактики
пищевых

пищевых отравлений.
Составление
рассказа
рисунку.
Чтение стихотворения.

26

Весна.
с. 40 – 43

Экскурсия.

1

27

Растения и животные
весной.
с. 44 – 47

1

отравлений
по
картинке.
по Составляют
предложение
по
рисунку.
Читают часть стихотворения.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ВЕСНА.
3 часа
Экскурсия в весенний парк. Наблюдают за признаками весны,
Наблюдение за набуханием за набуханием почек наветках.
почек на ветках (опыт).
Определяют
время
года
в
Определение времени года. естественных условиях.
Называние признаков весны Называют 2-3 признака весны с
(потепление, таяние снега, опорой на картинки и с помощью
ручьи, капель, лужи).
учителя.
Работа по схемам.
Слушают правила поведения в
Закрепление
правил природе весной.
поведения весной.
Составляют
предложение
по
Составление
рассказа
по рисункам об основных приметах
рисункам
об
основных весны.
приметах весны.
Называют весенние месяцы по
Названия весенних месяцев.
картинкам.
Наблюдение
за
молодой Наблюдают за молодой листвой на
листвой на деревьях.
деревьях.
Показ объектов природы на Рассматривают и показывают
рисунках, ответы на вопросы. объекты природы весной на
Составление
рассказа
о рисунках.
цветении березы и тополя. Отвечают на вопросы с опорой на
Нахождение и называние картинки.
распустившихся цветов.
Составляют
предложение
о
Заучивание стихотворения - цветении березы и тополя с
заклички.
Составление помощью учителя.
рассказа о приходе весны по Находят и называют 2-3 весенних
картинке.
цветка.

отравлений.
Составляют рассказ по рисунку.
Читают стихотворение Отвечают
на вопросы.

Наблюдают за признаками весны,
за набуханием почек наветках.
Определяют время года.
Называют по схемам 3-4 признака
весны.
Читают и запоминают правила
поведения в природе весной.
Составляют рассказ по рисункам
об основных приметах весны.
Называют весенние месяцы.

Наблюдают за молодой листвой на
деревьях.
Показывают и называют объекты
природы весной на рисунках.
Отвечают на вопросы. Составляют
рассказ о цветении березы и
тополя.
Находят и называют 3-4 весенних
цветка.
Заучивают
стихотворение
закличку. Составляют рассказ о
приходевесны по картинке.

Чтение
текста.
Рассматривание
рисунка.
Показ животных и птиц на
рисунке.
Просмотр видео. Ответы на
вопросы.
Составление рассказа о жизни
животных и птиц весной.

28

Занятия людей весной.
с. 48 – 50

1

29

Вода. Свойства воды
с. 60 – 62

1

30

Температура
воды.
Термометр.
с. 63 - 64

1

Слушают стихотворение - закличку.
Составляют
предложения
о
приходе весной по картинке.
Читают
часть
текста.
Рассматривают
рисунок.
Показывают 2-3 животных и птиц
на рисунке. Просматривают видео.
Составляют предложение о
жизни животных и птиц весной по
картинке с помощью учителя.
Рассматривание
рисунка. Рассматривают рисунок.
Чтение текста.
Читают часть текста.
Ответы на вопросы.
Отвечают на вопросы с опорой на
Чтение
стихотворения. картинки.
Рассказ о занятиях людей вес Читают часть стихотворения.
ной.
Составляют
предложение
о
Проговаривание
правил занятиях
людей
весной
по
безопасности на водоемах картинке с помощью учителя.
весной.
Прослушивают
правила
безопасности на водоемах весной.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ВОДА. 3 часа
Просмотр видео.
Просматривают краткое видео
Проведение опытов с водой с .Проводят опыты с водой с
помощью учителя.
помощью учителя.
Чтение текста.
Слушают текст. Отвечают на
вопросы с помощью учителя.
Составление рассказа, как Отвечают на вопросы учителя, как
люди используют горячую люди используют горячую воду.
воду.
Рассматривание Рассматривают
рисунок.
рисунка.
Знакомство
с Пользование
термометром
с

Читают текст. Рассматривают
рисунок.
Показывают
3-4
животных и птиц на рисунке.
Просматривают
видео.
Составляют рассказ о жизни
животных и птиц весной с опорой
на картинку самостоятельно.

Рассматривают рисунок.
Читают текст.
Отвечают на вопросы. Читают
стихотворение.
Составляют рассказ о занятиях
людей весной по картинке.
Зачитывают и проговаривают
правила безопасности на водоемах
весной.

Просматривают краткое видео.
Проводят опыты с водой под
руководством учителя.
Читают текст. Отвечают на
вопросы.
Составляют рассказ, как люди
используют
горячую
воду
самостоятельно.
Рассматривают
рисунок.

термометром.
Учатся
пользоваться термометром.
Практическая
работа
с
термометром.
31

Вода
в
Значение.
с. 65-70

природе.

1

32

Лето.
с. 51 - 53

Экскурсия.

1

33

Растения и животные
летом.
с. 54 – 56

1

Просмотр
видео.
Рассматривание
рисунка.
Составление
рассказа
о
значении воды в природе по
картинкам.
Ответы на вопросы учителя.
Чтение текста.

помощью учителя.
Выполняют практическую работу
с термометром с помощью
учителя.

Просматривают краткое видео.
Рассматривают
рисунок.
Составляют рассказ о значении
воды в природе по картинкам и с
помощью наводящих вопросов и
опорных картинок. Отвечают на
вопросы с помощью учителя.
Слушают текст.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ЛЕТО.
3 часа
Просмотр
видео. Просматривают
видео.
Рассматривание
рисунков. Рассматривают
рисунки.
Называние летних месяцев Называют летние месяцы по
.Называние признаков лета календарю.
.Чтение текста.
Называют 1-2 признака лета по
Ответы
на
вопросы. картинке.
Составление
рассказа
об Читают часть текста.
изменениях в природе летом.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки.
Составляют
предложения
об
изменениях в природе летом по
картинке.
Чтение текста, запоминание Читают часть текста, называют 2-3
названия
ягод,
цветов. ягоды, цветка.
Составление рассказа.
Отвечают на вопросы с опорой на
Рисование рисунка о правилах картинки.
поведения
в
лесу. Составляют
предложение.
Рассматривание
рисунка, Раскрашивают рисунок о правилах

Пользуются термометром под
руководством учителя.
Выполняют практическую работу
с термометром под руководством
учителя.
Просматривают краткое видео.
Рассматривают
рисунок.
Составляют рассказ о значении
воды в природе с помощью
опорных картинок.
Отвечают
на
вопросы
самостоятельно.
Читают текст.
Просматривают
видео.
Рассматривают рисунки.
Называют
летние
месяцы
самостоятельно.
Называют 2-3 признака летав
натуральном виде в естественных
условиях.
Читают текст. Отвечают на
вопросы.
Составляют рассказ об изменениях
в природе.
Читают текст.
Называют 3-4 ягоды, цветка.
Отвечают на вопросы. Составляют
рассказ.
Рисуют рисунок о правилах
поведения в лесу.

составление по нему рассказа
о летнем лесе
Запоминание и называние
детенышей.
Определение по рисунку
способа питания и места
проживания животных.
Рассматривание и называние
опасных
насекомых.
Слушание текста, ответы на
вопросы.

34

Занятия людей летом.
Безопасные
летние
каникулы.
с. 57 – 59

1

Называние летней одежды.
Составление
рассказа.
Рассматривание
рисунка.
Составление рассказа о своих
любимых занятиях во время
прогулок летом.
Повторение
правил
безопасности
в
летние
каникулы.

поведения в лесу.
Рассматривают
рисунок.
Составляют по нему предложение
о летнем лесе.
Запоминают и называют 2-3
детеныша животных.
Определяют по рисунку способ
питания и место проживания
животных.
Рассматривают
опасных
насекомых на картинке. Слушают
текст.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки.
Показывают и называют и 2-3
предмета
летней
одежды.
Составляют предложение с опорой
на картинки.
Слушают объяснение, почему
летом и зимой обязательно носить
головной убор, отвечают на
вопросы.
Рассматривают
рисунок.
Составляют предложение о своих
любимых занятиях во время
прогулок летом по картинке с
помощью учителя.
Повторяют
1-2
правила
безопасности в летние каникулы.

Рассматривают
рисунок.
Составляют по нему рассказ о
летнем лесе.
Запоминают и называют 3-4
детеныша животных.
Определяют способы питания и
места
проживания
животных
.Рассматривают
и
называют
опасных насекомых на картинке.
Читают текст. Отвечают на
вопросы.

Называют и показывают 3-4
предмета
летней
одежды.
Составляют рассказ.
Объясняют, почему летом и зимой
обязательно носить головной
убор.
Рассматривают
рисунок.
Составляют рассказ о своих
любимых занятиях во время
прогулок летом.
Повторяют
2-3
правила
безопасности в летние каникулы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».