Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Кировградская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
Принято:
Педагогическим советом школы
Протокол заседания
№ 1 от «29» августа 2023 г.
Утверждаю:
Директор школы
Паршутина О. В.
Приказ № 97 от «31» августа 2023 г.
Рабочая программа
Предметная область: «Язык и речевая практика»
«Речевая практика»
для обучающихся 4 «А» класс
Составитель: учитель
Титова Светлана Александровна
высшей квалификационной
категории
2023 год
1
Структура рабочей программы учебного предмета «Русский язык»:
1. Пояснительная записка
2. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование
2
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена для обучающихся 4 «А» класса по предмету «Речевая
практика» на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ СО «Кировградская
школа – интернат» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
4. Учебного плана ГБОУ СО «Кировградская школа – интернат».
Рабочая программа
адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Речевая практика - является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение
знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием
успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления
общения с окружающими людьми.
−
−
−
−
−
Задачи обучения:
совершенствование речевого опыта;
обогащение языковых средств детей;
формирование выразительной стороны речи;
формирование у обучающихся навыков связной речи;
воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4классе
определяет следующие задачи:
− ускорение
процесса
овладения
разговорной
речью на основе
коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
− улучшение таких качественных характеристик устной речи, как
звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
− развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, нафиксированную
структуру текста, по серии картинок;
− развитие творческой активности обучающихся;
− формирование представлений о необходимости обязательного выполнения
правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Речевая практика» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год
3
(1 час в неделю).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс,
включающий:
С.В. Комарова «Речевая практика» 4 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы М., Просвещение, 2020 г.
Планируемые результаты освоения рабочей программыпо
учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе
Личностные результаты:
способность положительно относиться к окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
представление о различных социальных ролях: собственных и
окружающих людей;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единствеего
природной и социальной частей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе иобществе.
Формирование базовых учебных действий
Коммуникативные учебные
действия
обеспечивают способность
вступать в коммуникацию с
взрослыми и сверстниками в
процессе обучения.
- вступать в контакт и
работать учитель − ученик;
- использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с учителем;
- обращаться за помощью и
принимать помощь;
- слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию в разных видах
деятельности и быту.
Регулятивные учебные
действия
обеспечивают успешную
работу на любом уроке и
любом этапе обучения.
Благодаря им создаются
условия для формирования и
реализации начальных
логических операций.
- адекватно соблюдать
ритуалы школьного
поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
- принимать цели и
произвольно включаться в
деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе;
- активно участвовать в
деятельности,
контролировать и оценивать
свои действия;
Познавательные учебные
действия
представлены комплексом
начальных логических
операций, которые
необходимы для усвоения и
использования знаний и
умений в различных
условиях, составляют
основу для дальнейшего
формирования логического
мышления обучающегося.
- выделять некоторые
существенные, общие и
отличительные свойства
хорошо
знакомых
предметов;
- делать простейшие
обобщения, сравнивать,
классифицировать
на
наглядном материале;
- пользоваться знаками,
символами, предметамизаместителями;
- читать, писать;
устанавливать
4
- соотносить свои действия и
их результаты с заданными
образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных
критериев, корректировать
свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
видородовые отношения
предметов;
- работать с несложной
по
содержанию
и
структуре информацией
(понимать изображение,
текст,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленных
на
бумажных и электронных
и других носителях).
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе
Достаточный уровень
понимать содержание сказок и
рассказов, прочитанных артистами в
аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы
по содержанию услышанного; понимать
содержание детских радио- и
телевизионных передач, уметь отвечать на
вопросы по содержанию услышанного;
уметь выбирать правильные средства
интонации, ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой ситуации;
участвовать в диалогах по темам речевых
ситуаций;
правильно выражать свои просьбы,
уметь здороваться, прощаться, просить
прощения и извиняться, используя
соответствующие выражения;
принимать участие в коллективном
составлении рассказа, сказки по темам
речевых ситуаций
уметь воспроизводить составленные
рассказы с опорой на картинносимволический план.
Минимальный уровень
выполнять задания по словесной
инструкции учителя, детей;
выражать
свои
просьбы,
используя вежливые слова, адекватно
пользоваться правилами этикета при
встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
знать свои имя и фамилию, адрес
дома, объяснять, как можно доехать
или дойти до школы (по вопросам
учителя участвовать в ролевых играх в
соответствии
с
речевыми
возможностями);
слушать сказку или рассказ, уметь
отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
выразительно
произносить
чистоговорки, короткие стихотворения
по образцу учителя;
участвовать в беседе;
слушать сказку или рассказ,
пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план.
5
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоениярабочей
программы по учебному предмету «Речевая практика»в 4 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
индивидуального
нарушениями)
и
4-х
дифференцированного
классов
базируется
подходов
и
на
принципах
осуществляется
по
трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного
материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и
обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в
жизни.
Допускает
незначительные
неточности
(оговорки),
не
влияющие
на
правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в
основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и
определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому
применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно
и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные
недопониманием учебного материала.
6
3. Содержание.
Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и
обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов,
тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание
диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений,
слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
Количество
Контрольные
часов
работы
1
Аудирование
10
2
Дикция и выразительность речи
22
2
Подготовка
речевой
ситуации
и
организация
3
высказывания
28
4
4
Культура общения
8
1
68
7
Итого:
7
№
Тема предмета
Кол-во
часов
4. Тематическок планирование
Программное содержание
Дифференциация
видов
обучающихся
Минимальный уровень
деятельности
Достаточный уровень
Делимся новостями – 4 часа
1
Мы снова в школе
Делимся новостями
1
2
Мы снова в школе
1
Поздравление с началом учебного года.
Знание и употребление слов
приветствия и прощания в школе и
дома
Введение в тему (рассматривание
картинки, свободные высказывания
детей по её содержанию)
Беседа с привлечением личного опыта
Составление рассказа об интересных
событиях, произошедших летом, показ
фотографий, рисунков
Конструирование диалогов на тему
«Как я провёл лето»
Составление описания школы по плану
Конструирование диалогов
приветствий из заданных реплик
Знакомство с текстом стихотворения И.
Гамазковой «Прошлым летом»
Составление рассказов на тему летнего
отдыха с использованием карточекопор с названиями фиксированных
частей текста (начало, основная часть,
конец)
Выражают свои просьбы,
используют вежливые слова.
Используют правила этикета
при встрече и расставании с
детьми и взрослыми
Составляют рассказы на основе
иллюстраций с помощью
наводящих
вопросов учителя
Правильно выражают свои
просьбы, умеют
здороваться, прощаться,
просить прощения и
извиняться, используют
соответствующие
выражения Составляют
рассказы на основе
иллюстраций
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения
Участвуют в диалоге с
помощью наводящих вопросов
Составляют рассказы с
использованием карточек-опор
спомощью наводящихвопросов
учителя
Пользуются словами
этикета, основными
правилами культуры
речевого общения
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы на
тему летнего отдыха с
использованием
карточек-опор
8
3
Как я провёл лето
1
4
Урок-игра «Угадай
мой рисунок»
1
Конструирование диалогов по
рисункам на тему «Этим летом…»
Игра «Где я был - не расскажу, а что
делал - покажу» с использованием
рисунков
Составление обучающимися рассказов
о
самых
интересных
событиях
прошедшего лета с опорой на карточки,
называющие фиксированные части
текста, и на выполненные рисунки
Рисование по теме летнего отдыха,
угадывание темы рисунка, обсуждение
Составление рассказов по своим
рисункам так, чтобы остальные
ученики смогли догадаться, какой
рисунок выполнен рассказчиком
Используют диалогические
формыречи в различных
ситуациях общения Играют в
игры,соблюдая правила
Составляют рассказы сопорой
на карточки спомощью
наводящих
вопросов учителя
Пользуются словами
этикета, основными
Правилами культуры
речевого общения Играют
в игру, соблюдаяправила
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы с
опорой на карточки
Участвуют в обсуждении
Участвуют в обсуждении
Составляют рассказ порисунку Составляют рассказ по
с помощьюнаводящих вопросов рисунку
учителя
Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа
5
Я выбираю книгу
1
6
7
Мы в библиотеке
Моя любимая книга
1
1
Чтение
стихотворения
учителем,
обсуждение
прочитанного,
коллективный ответ на поставленный в
стихотворении вопрос
Знание назначения библиотеки, правил
поведения в библиотеке
Умение выбирать книгу в библиотеке
Экскурсия в школьную библиотеку
Использование в речи и поведении
ранее усвоенных правил поведения
Участвуют в беседе
Знакомятся
с
правилами
поведения в библиотеке Умеют
выбирать книгу в библиотеке с
помощью учителя
Участвуют в беседе с
библиотекарем
Умеют
отвечать
на
вопросы по содержанию
услышанного
Соблюдают правила
поведения в библиотеке
Умеют выбирать книгу в
библиотеке
Умеют
отвечать
на
вопросы по содержанию
услышанного
9
8
Моя любимая книга
1
9
«Подскажите,
пожалуйста…»
1
10
«Подскажите,
пожалуйста…»
«Подскажите,
пожалуйста…»
«Подскажите,
пожалуйста…»
1
13
Я - пассажир
1
14
Я - пассажир
1
11
12
1
1
Участие в диалоге с библиотекарем
Составляют
Отгадывание загадок, беседа по
предложения с опорой на
картинке
картинку
с
помощью
Составление предложений с опорой на наводящих вопросовучителя
картину и собственные высказывания
Составляют рассказы
Составление рассказов «Моя любимая «Моя любимая книга» с
книга» с опорой на план
опорой на план с помощью
Игра «Рассказ по кругу»
наводящихвопросов учителя
Обмен первыми впечатлениями о Играют в игры, соблюдая
книгах, принесённых обучающимися и правила
учителем
«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа
Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы учителя
картинок, обсуждение проблемного по их содержанию с опорой на
вопроса)
иллюстративный материал
Знакомство с темой (беседа на основе Обсуждают ситуацию с
личного опыта о том, когда может
помощью учителя Используют
быть использована фраза «Подскажите Диалогические формыречи в
пожалуйста...»)
различныхситуациях общения
Конструирование возможных диалогов Играют в игры,соблюдая
обращения за помощью: к знакомому и правила
незнакомому человеку
Ролевые игры по теме ситуации
Я за порогом дома – 3 часа
Знакомство с темой (беседа на основе Используют правилаповедения
личного опыта)
в общественномтранспорте
Отгадывают загадки
Составляют
предложения с опорой на
картинку и собственные
высказывания Составляют
рассказ
«Моя любимая книга» с
опорой на план
Играют в игры, соблюдая
правила
Воспроизводят
составленные рассказы с
опорой на
иллюстративныйматериал
Обсуждают ситуацию
Пользуются словами
этикета, основными
Правилами культуры
речевого общения Играют
в игры, соблюдаяправила
Умеют пользоваться
правилами поведения в
общественном транспорте
10
15
Я - пассажир
1
16
Русская
народная
сказка «Петушок –
Золотой гребешок»
1
17
Русская
народная
сказка «Петушок –
Золотой гребешок»
1
18
Театрализованное
представление сказки
1
19
1
20
Театрализованное
представление сказки
Моя любимая сказка
21
Моя любимая сказка
1
22
Моя любимая сказка
1
1
Актуализация имеющихся знаний о Используют вежливыеслова
правилах поведения в общественном Конструируют возможные
транспорте
диалоги вобщественном
Конструирование возможныхдиалогов транспорте с помощью
в общественном транспорте Ролевая
учителя
игра «В автобусе»
Играют в игры,соблюдая
правила
В гости к сказке -7 часов
Слушают
сказку,
умеют
Прослушивание аудиозаписи сказки
«Петушок — Золотой гребешок» с
отвечать на вопросы с опорой
опорой на иллюстрации к уроку
на иллюстративныйматериал
Тренировочные упражнения в передаче Участвуют в проигрывании
характера и переживаний героев
эпизодовсказки с помощью
Умение изменять силу голоса, тон и
учителя
тема речи в зависимости от эпизода
сказки
Проигрывание эпизодов сказки с
использованием элементов костюмов,
кукол или фигур героев
Участие
в
театрализованном Участвуют в проигрывании
представлении
сказки
с эпизодов сказки с помощью
использованием элементов костюмов, учителя
кукол или фигур героев
Участие в викторине «Сказка ложь, да
в ней намёк»
Представление любимой сказки в виде
рассказа, пересказа, иллюстраций
Воспринимают на слух
рассказы одноклассников
Отвечают на вопросыучителя
с опорой на иллюстративный
материал
Пересказывают сказку с
опорой на иллюстративный
материал
Используют вежливые
слова
Конструируют
возможные диалоги в
общественном транспорте
Играют в игры,соблюдая
правила
Понимают содержание
сказки, прослушанной в
аудиозаписи, отвечаютна
вопросы учителя
Участвуют в
проигрывании эпизодов
сказки
Принимают участие в
театрализованном
представлении
Воспринимают на слух
рассказы одноклассников
Отвечают на вопросы
учителя
Пересказывают сказку
11
23
У телевизора
Планируем
телевизионный досуг
1
24
У телевизора.
Планируем
телевизионный досуг
1
25
Мои любимые
передачи
1
26
Мои любимые
передачи
1
27
Игра «Лисичкасестричка»
1
28
Игра «Лисичкасестричка»
1
У телевизора – 4 часа
Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы учителя
картинок, обсуждение проблемного по
содержанию
вопроса)
просмотренных
и
Знакомство с темой (беседа на основе видеофильмов
личного опыта)
Актуализация,
уточнение
и
расширение имеющихся знаний по
теме: предпочтения обучающихся в
телеэфире, умение ориентироваться в
программе
телепередач,
умение
пользоваться пультом от телевизора
Актуализация,
уточнение
и Отвечают на вопросыучителя
расширение имеющихся знаний по по содержанию
теме: предпочтения обучающихся в просмотренных и
телеэфире, умение ориентироваться в видеофильмов Участвуют в
программе
телепередач,
умение коллективном обсуждении
пользоваться пультом от телевизора.
«Моя любимая книга» с
Коллективное
обсуждение
«Моя помощью учителя, с опорой на
любимая программа» с элементами план
рассказов обучающихся, выполненных
с опорой на план
В гости к сказке – 3 часа
Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию)
Знакомство со сказкой (слушание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Закрепление
содержания
сказки
Слушают сказку, умеют
отвечать на вопросы с Опорой
на иллюстративныйматериал
Пересказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Участвуют в проигрывании
Понимают
содержание
детских
видеофильмов,
отвечать
на
вопросы
учителя
Понимают
содержание
детских
видеофильмов,
отвечать
на
вопросы
учителя
Коллективно
обсуждают
«Моя любимая книга» с
опорой на план
Понимают содержание
сказки, прослушанной в
аудиозаписи, отвечаютна
вопросы учителя
Инсценируют сказку
Играют в игры, соблюдая
12
29
Игра «Лисичкасестричка»
1
30
Новогодние истории
1
31
Новогодние истории
1
32
Новогодние истории
1
33
Новогодние истории
1
34
Знаки-помощники
1
35
Знаки-помощники
1
(пересказ с опорой на иллюстрации, по эпизодовсказки
вопросам учителя, игра «Рассказ по Играют в игры,соблюдая
кругу» и др.)
правила
Инсценирование сказки
Новогодние истории – 4 часа
Введение в тему (беседа с опорой на Отвечают на вопросыучителя
иллюстрации)
по содержанию
Актуализация знаний о новогодних
просмотренных и
сказках, мультфильмах
видеофильмов Обсуждают
Обсуждение замысла истории
замыселистории с помощью
Составление предложений к каждой
наводящих вопросов
части придумываемой истории с
Составляют простые
опорой на вопросный план
предложения с опоройна
Иллюстрирование истории согласно
вопросный план и спомощью
замыслу
учителя Участвуют в
Рассказывание вариантов истории,
проигрывании эпизодовсказки
получившихся у школьников
с помощью
Представление истории на новогоднем учителя
празднике (инсценирование)
Знаки-помощники - 4 часа
Введение в тему (рассматривание
Повторяют правила ПДД
картинок по теме «ЗнакиМоделируют и проигрывают
помощники»)
возможные диалоги на улице,
Актуализация знаний обучающихся предполагающие обсуждение
по теме на основе рассматривания значения
условных знаков, встречающихся в Дорожных знаков с помощью
повседневной жизни
учителя
Моделирование и проигрывание
возможных диалогов на улице,
предполагающих обсуждение
значения дорожных знаков
правила
Понимают
содержание
детских
видеофильмов,
отвечать
на
вопросы
учителя
Обсуждают
замысел
истории
Составляют
распространенные
предложения с опорой на
вопросный план
Рассказывают
получившие истории
Принимают участие в
театрализованном
представлении
Называют дорожные знаки
и виды переходов, рисуют
знаки
Моделируют и
проигрывают возможные
диалоги на улице,
предполагающие
обсуждение значения
дорожных знаков
13
36
Я – пассажир
1
37
Я – пассажир
1
Актуализация информации о
предупреждающих и
информационных знаках
Участие в викторине «О чём мне
говорят знаки?»
Повторение правил поведения в
общественном транспорте
Ролевая игра «Я – пассажир»
Составляют правила дорожного
движения
Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми возможностями
Выражают свои просьбы,
используя вежливые слова,
адекватно пользуясь правилами
этикета
Пользуются правилами
дорожного движения
Участвуют в ролевых играх
Выражают свои просьбы,
используя вежливые слова,
адекватно пользуясь
правилами этикета
В гостях у леса – 4 часа
38
В гостях у леса
1
39
В гостях у леса
1
40
В гостях у леса
1
41
В гостях у леса
1
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций)
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения
Отвечают на вопросы учителя
по их содержанию с опорой
на иллюстративный
материал
Участвуют в представлении
Актуализация, уточнение и
работ в соответствии с
расширение имеющихся знаний о
речевыми возможностями
правилах поведения в лесу
Составляют «Правила
Творческая работа «Что может
вежливого поведения в лесу» с
нанести вред лесу?»
Представление работ обучающимися помощью учителя
(составление рассказов)
Составление «Правил вежливого
поведения в лесу»
Задушевный разговор 4 часа
Активно участвуют в
диалогах по темам речевых
ситуаций
Умеют воспроизводить
составленные рассказы с
опорой на иллюстративный
материал
Представляют работы
Составляют «Правила
вежливого поведения в
лесу»
14
42
Задушевный разговор
1
43
Задушевный разговор
1
44
Учимся общаться
1
45
Учимся общаться
1
Введение в тему ситуации (работа с
иллюстрацией, обсуждение
проблемного вопроса)
Обсуждение проблемной ситуации
(девочка расстроена, ей необходимо
утешение)
Актуализация и уточнение словаря
эмоций у школьников
Введение в контекст разговора
словосочетания «задушевный
разговор» (добрый, между друзьями
или близкими людьми, негромкий)
Моделирование диалогов утешения,
сочувствия, предостережения на
основе иллюстраций
Игра «Свои чувства не скажу, а без
слов вам покажу»
Знакомство с рассказами В. Осеевой
«Волшебное слово», «Что легче?»,
«На катке» в аудиозаписи
Совместное рассматривание картинки,
обсуждение первых впечатлений
Тренировочные упражнения в
изображении различных эмоций
Соотнесение рассказов с личным
опытом детей
Выбирают правильные
средства интонации,
ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения
Играют в игру «Свои чувства
не скажу, а без слов вам
покажу», соблюдая правила
Моделируют диалоги
утешения, сочувствия,
предостережения на основе
иллюстраций и с помощью
учителя
Выбираю правильные
средства интонации,
ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Играют в игру «Свои
чувства не скажу, а без
слов вам покажу»
Моделируют диалоги
утешения, сочувствия,
предостережения на основе
иллюстраций
Слушают рассказы В.
Осеевой «Волшебное слово»,
«Что легче?», «На катке»
Рассматривают картинки,
принимают участие в
обсуждении Отвечают на
вопросы
Выбирают правильные
средства интонации,
ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Понимают содержание
рассказов, прослушанной
в аудиозаписи, отвечают
на вопросы учителя
Рассматривают картинки,
принимают участие в
обсуждении
Отвечают на вопросы
Выбирают правильные
средства интонации,
ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Соотносят составленные
рассказы с о своим личным
опытом с помощью
учителя
15
46
Я получил
приглашение
1
47
Я
получил
приглашение
1
48
Я получил
приглашение
1
49
Инсценировка
стихотворения А.
Усачёва
«Приглашение
улитке»
1
50
Поздравления
1
51
Поздравления
1
52
Поздравления
1
Приглашение – 4 часа
Введение в ситуацию (беседа с опорой Используют диалогические
на иллюстрацию, обсуждение
формы речи в различных
проблемного вопроса)
ситуациях общения Составляют
Актуализация имеющихся знаний по устныеприглашения с опорой
теме (беседа на основе личного
на план в соответствии с
опыта)
речевыми возможностями
Составляют текстовые
Конструирование устных
письменные приглашения с
приглашений с опорой на план
помощью учителя Моделируют
Дифференциация в зависимости от
диалоги спомощью наводящих
адресата
вопросов
Моделирование диалогов,
содержащих приглашение и
вежливый отказ
Составление текстов письменных
приглашений
Актуализация имеющихся знаний по Слушают стихотворение А.
теме (беседа на основе личного Усачёва «Приглашение
опыта)
улитке»
Слушание
аудиозаписи Участвуют в инсценировании
стихотворения, распределение ролей, стихотворения А.Усачёва
инсценирование стихотворения А. «Приглашение
улитке»
Усачёва «Приглашение улитке»
Поздравляю! – 6 часов
Введение в ситуацию (беседа с опорой Используют
на иллюстрацию, обсуждение
диалогические формы речи в
проблемного вопроса)
различных ситуациях общения
Конструирование поздравлений
Составляют
Дифференциация в зависимости от поздравление в
адресата
соответствии с
Знакомство с правилами оформления
речевыми
письменногопоздравления на
Используют
диалогические
формы
речи
в
различных
ситуациях
общения
Конструируют
устные
приглашения с опорой на
план
Составляют текстовые
письменные приглашения
Моделируют диалоги
Понимают содержание
стихотворения,
прослушанной в
аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя
Инсценируют
стихотворение А. Усачёва
«Приглашение улитке»
Активно участвуют в
диалогах по темамречевых
ситуаций Составляют
поздравлениев
соответствии с речевыми
возможностями
Подписывают
16
53
Поздравления
1
54
Мы на Дне рождения
1
55
Мы на Дне рождения
1
56
Жду письма!
1
57
Жду письма!
1
58
Жду письма!
1
59
Жду письма!
1
открытке
Тренировочные упражнении в
подписывании поздравительных
открыток
Подготовка поздравительнойоткрытки
и подписи к ней
возможностями с
помощью учителя
Подписывают
поздравительные
открытки по образцу
Оформляют
поздравительную
открытку с помощью
учителя
Составление предложений с опорой Разучивают и рассказывают
на схемы
стихотворения в соответствии с
речевыми возможностями
Повторение правил поведения в
Составляют предложения с
гостях
опорой на схемы и с помощью
Тренировочные упражнения в
учителя
произнесении поздравлений
Произносят простые
Обсуждение и проигрывание
возможных конкурсов и развлечений, поздравления
которые могут быть предложены в Принимают участие в играх,
соблюдая правила
гостях
Жду письма! – 4 часа
Знакомство с темой (беседа с
Используют диалогические
привлечением личного опыта)
формы речи в различных
Актуализация опыта обучающихся по ситуациях общения
теме, знакомство со структурой
Отвечают на вопросы
письма
Используют структуру письма
Составление коллективного письма и участвуют в составлении
литературному герою по теме с
коллективного письма
опорой на план из ключевых слов
Составляют письма спомощью
Самостоятельная
работа
с учителя Участвуют в
дифференцированной
помощью самостоятельной работес
учителя «Письмо…» (в зависимости дифференцированнойпомощью
от интересов обучающихся могут учителя
быть предложены задания написать
письмо другу, родственнику и др.)
«Извините меня…» - 4 часа
поздравительные
открытки по образцу
Оформляют
поздравительную
открытку
Разучивают и
рассказывают
стихотворения
Составляют предложения
с опорой на схемы
Составляют и
воспроизводят простые
поздравления
Принимают участие в
играх, соблюдая правила
Активно участвуют в
диалогах по темам речевых
ситуаций
Отвечают на вопросы
Пользуются структурой
письма, опираются на план
Из ключевых слов при
составлении коллективного
письма
Составляют письма.
Самостоятельно работаютс
дифференцированной
помощью учителя
17
60
61
62
63
64
65
66
«Извините меня…»
Рассматривают картинки
Рассматривают картинки.
Активно участвуют в
Используют диалогические
диалогах по темам речевых
формы речи в различных
«Извините меня…»
1
ситуаций
ситуациях общения
Конструируют возможные
Конструируют возможные
диалоги, содержащие
диалоги, содержащие
«Извините меня…»
1
извинения
извинения с помощью
Участвуют в диалогах по
наводящих вопросов
«Извините меня…»
1
Участвуют в ролевых играх в темам речевых ситуаций, в
ролевых играх
соответствии с речевыми
возможностями
Поздравительная открытка
(место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по календарю, исходя из
необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) – 2 часа
Поздравительная
1
Знакомство с темой (беседа с
Используют диалогические
Активно участвуют в
открытка к 9 мая
привлечением личного опыта, ответы формы речи в различных
диалогах по темам речевых
на вопросы на основе иллюстраций)
ситуациях общения
ситуаций
Прослушивание песен, стихов,
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
рассказов о Великой Отечественной Слушают песни, стихи,
Понимают содержание
войне
рассказы о Великой
стихов, песен, рассказов о
Рисование праздничных открыток
Отечественной войне
ВОВ прослушанной в
Конструирование поздравлений с
Разучивают и рассказывают
аудиозаписи, отвечают на
Днём Победы различным адресатам стихотворения в соответствии с вопросы учителя
(ветеранам, учителям, родным)
речевыми возможностями
Разучивают и
Поздравительная
1
Подписывание
открыток
Доставка
Составляют
поздравления
с
рассказывают
открытка к 9 мая
открыток адресатам (отправление
праздником с помощью
стихотворения
письмом, доставка лично в руки)
наводящих вопросов и учителя Составляют поздравления с
Подписывают открытки с
праздником различным
опорой на образец
адресатам с помощью
учителя
Подписывают открытки
«Во саду ли в огороде» - 3 часа
«Во саду ли, в
1
Введение в ситуацию (рассматривание Рассматривают картинки
Рассматривают картинки.
Используют диалогические
Активно участвуют в
огороде»
картинок, обсуждение проблемного
формыречи в различных
диалогах по темам речевых
вопроса)
1
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта о том, когда может
быть использована фраза «Извините
меня»)
Конструирование возможных
диалогов, содержащих извинения
Ролевые игры по теме ситуации
18
67
«Во садуогороде» ли,
в огороде»
1
68
«Во саду ли, в
огороде»
1
Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций,
основная линия беседы - работа летом
в саду и в огороде, овощи, фрукты и
ягоды, растущие в нашей местности)
Подготовка обучающимися
творческих работ по теме (обсуждение
замыслов, порядка выполнения)
Выполнение и представление
творческих работ классу —
Составление рассказов на основе
выполненных рисунков
Обсуждение планов обучающихся на
каникулы: свободные высказывания,
взаимные вопросы, уточнения
ситуациях общения
Участвуют в беседе; отвечают
на вопросы учителя
Выполняют и представляют
творческие работы классу в
соответствии с речевыми
возможностями
Обсуждают планы на
каникулы с помощью
наводящих вопросов
ситуацийУчаствуют в
беседе; отвечают на
вопросы учителя
Выполняют и
представляют творческие
работы классу
Обсуждают планы на
каникулы с помощью
наводящих вопросов
Задают вопросы учителю и
одноклассникам
Составляют простой
рассказ на тему «Как я
буду проводить каникулы»
19