Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Кировградская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
Принято:
Педагогическим советом школы
Протокол №1 от 29 августа 2023г.
Утверждаю:
Директор ГБОУ СО
«Кировградская школа-интернат»
О.В. Паршутина _______________
Приказ № 97о/д от 31 августа 2023г.
Рабочая программа кружка
«Волшебная мастерская»
на 2023-2024 учебный год
для учащихся 3 «А» класса
Составитель:
Трифонова Наталья Михайловна
Воспитатель первой
квалификационной категории
Кировград, 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Всем известно, что младшие школьники очень активны, совершают различные
движения, потому что это их способ знакомства с миром. Выполняя движения и сравнивая
то, что они видят с ощущениями от своих рук, дети учатся различать свойства окружающих
предметов. И чем точнее и четче будут движения, тем глубже и осмысленнее знакомство
детей с миром.
Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с
вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью,
воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения
по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения
работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития, своего рода
«локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Работа в кружке – это средство развития творчества, художественного вкуса,
умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности
детей.
Рабочая программа кружка «Волшебная мастерская» составлена в соответствии с
требованиями
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Дети с умственной отсталостью, особенно в начальных классах, имеют свои
психологические особенности. Наиболее значимыми мотивами для них являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его
поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно
значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для
окружающих взрослых.
У детей с интеллектуальными нарушениями существуют следующие специфические
особенности: неустойчивое внимание; фрагментарное, поверхностное восприятие, малый
объем памяти; пониженная работоспособность; общее недоразвитие речи; нарушение
эмоционально-волевой сферы. Поэтому, при составлении тематического плана программы
были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого ребенка.
Занятия в кружке обеспечивают возможность для исправления недостатков детей.
Коррекционная направленность занятий – обязательное условие процесса.
Программный материал кружковой работы построена с учётом опыта детей и их
возрастных особенностей, не дублируя учебный материал по труду, рисованию,
окружающему миру.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка младшего
школьного возраста с умственной отсталостью, его индивидуальность. Работа в кружке
поможет развить творческие интересы и способности младших школьников. У таких детей
повышается любознательность, появляется стремление к познанию нового и усвоению новой
информации и новых способов действия, развивается ассоциативное мышление;
настойчивость, целеустремленность. Работа в кружке воспитывает трудолюбие, что
способствует формированию волевых черт характера.
Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих
возможностей у учащихся, обучение их создавать поделки из различного вида материалов;
повышение уровня развития связной речи и коммуникативной компетентности.
Задачи:
- формирование интереса к творческой деятельности;
-развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов;
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения
работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом);
- воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых
материалов, организация здорового созидательного досуга).
Прогнозируемый результат:
- Скоординированность движения кистей рук у детей;
- Развитие творческого воображения;
- Сформированность интереса к творческой деятельности;
- Развитие культуры общения, трудолюбия, усидчивости, терпения.
Занятия в кружке позволят существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание
детей, рационально использовать свободное время учащихся.
Участники программы: Данная программа рассчитана на детей 3 класса.
Занятия проводятся 1 час в неделю по пятницам.
Принципы.
От простого к сложному. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и
расширения объёма сведений. Такой принцип позволяет повторять, закреплять и дополнять
полученные знания и умения в течении первого года обучения.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная
память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого
ребенка.
Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося на каждом
занятии, с целью поддержания интереса к работе.
Методы и приемы.
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных
методик: рисование карандашами, акварельными красками, поделки из природного
материала, аппликации из скорлупы, фольги, картона, работа с крупой, оригами.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога,
показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей),
так и практические занятия, проведение конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение
выставок детских работ.
Учитывая возрастные и психофизические особенности воспитанников, на занятиях
сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь
№
п/п
1
Дата
8.09
Тема
занятия
Вспоминаем
правила ТБ
(вводное
занятие)
Формы и методы
организации работы
Повторить правила
безопасной работы с
клеем, ножницами.
Применять на практике
ТБ
Характеристика деятельности
обучающихся
Повторили правила безопасной работы
с клеем, ножницами. Применили на
практике ТБ. Отвечают на вопросы,
показывают свои навыки на практике
2
15.09
Как я провел
лето
Составление рассказа,
рисунок
3
22.09
Открытка к
празднику
Работа с клеем,
ножницами, вырезание
по шаблону
4
29.09
Открытка к
празднику
Практическая
деятельность
Составляют рассказ, рисуют рисунок
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение
Обводят по шаблону, вырезают, делают
аппликацию. Повторили правила ТБ.
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение
Делают открытку -аппликацию
развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение
Октябрь
№
п/п
Дата
Тема занятия
5
06.10
«Красота
осенних
листьев»
6
20.10
Краски осени
Раскраска по теме
7
27.10
Пластилиновое
лукошко
Пластилинография
№
п/п
Дата
Тема занятия
8
03.11
Осенний лес
9
10.11
Пластилиновый
Формы и методы
организации
работы
Беседа,
Продуктивный труд
Ноябрь
Формы и методы
организации
работы
Чтение стихов и
загадок, раскраска
по теме.
Практическая
Характеристика деятельности
обучающихся
Просмотр иллюстраций по теме,
рисунок по теме
Развитие мелкой моторики, развитие
воображения, логического мышления,
наблюдательности.
Рисуют красками Развивают творческие
способности, мелкую моторику,
воображение
Лепка из пластилина Развивают
творческие способностей, мелкую
моторику, воображение
Характеристика деятельности
обучающихся
Рисуют по теме Развивают творческие
способности, мелкую моторику,
воображение, логическое мышление,
наблюдательность.
Делают цветок в технике
цветок
деятельность
Эти забавные
домашние
животные
Раскраска картинок
составление
коллажа
Декабрь
10
17.11
№
п/п
11
Дата
Тема
Формы и методы
занятия
организации работы
01.12 Композиция из Групповая работа
геометрических
фигур
12
08.12 Солнце, воздух
и вода – наши
лучшие друзья
13
15.12 Пернатые
друзья
14
15
Беседа продуктивный
труд
Беседа презентация
раскраска Творческая
работа составление
коллажа
22.12 Наши любимые Практическая
сказки
деятельность
Рисуют красками и
карандашами
29.12 Скоро
Коллективная работа
праздник
Изготовление
украшений для класса
№
п/п
16
Дата
Тема
занятия
12.01 Аппликация
«Озорное
солнышко»
17
19.01 Зимушка-зима
18
26.01 Зимняя береза
№
п/п
19
Дата
Тема
занятия
02.02 Скоро весна
20
09.02 Перелетные
птицы
Январь
Формы и методы
организации работы
Практическое занятие.
Загадки о погоде
Рисование карандашами
и красками оформление
выставки
Аппликация с
элементами рисования
Февраль
Формы и методы
организации работы
Просмотр презентации,
рисунок по теме ответы
на вопросы
Просмотр презентации
сюжетные картинки
пластилинография . Развивают
творческие способности, мелкую
моторику, воображение
Выполнение коллажа из рисунков
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение
Характеристика деятельности
обучающихся
Вырезают фигуры составляют
коллаж Развивают творческие
способности, мелкую моторику,
воображение
Рисование красками, карандашами
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Характеристика деятельности
обучающихся
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Рисуют карандашами и красками
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение
Практическая работа оформление
выставки Развивают творческие
способности, мелкую моторику,
воображение
Характеристика деятельности
обучающихся
Уметь видеть и ценить красоту
природы. Закреплять умение
работать в коллективе. Развивают
творческие способности, мелкую
моторику, воображение
Повторение представлений о жизни
птиц знакомство с их повадками
21
пернатые
друзья
16.02 Праздничная
открытка
трафареты
Изготовление открытки
практическая работа
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение
Закрепили навыки работы с
ножницами клеем цветной бумагой
Развивают творческие способностей,
мелкую моторику, воображение
Март
№
п/п
22
Дата
Тема
занятия
Совушка
Формы и методы
организации работы
Аппликация
01.03
23
15.03
Гриб
мухомор
Пластилинография,
просмотр слайдов
24
22.03
Первоцветы
Пластилинография
изготовление коллажа
25
29.03
Веснакрасна
Раскраски-рисунки по
теме, оформление
выставки в классе
№
п/п
26
Дата
Тема
занятия
Рисунок о
космосе
05.04
27
19.04
28
26.04
№
п/п
29
Дата
03.05
30
10.05
Мы рисуем
победу
31
17.05
Весенний
Апрель
Формы и методы
организации работы
Практическое занятиераскраска, рисунок
карандашами и красками
Аппликация Практическое занятие.
«Геометриче
ская
мозаика»
Мое
Рисунок на свободную
настроение
тему
Тема
занятия
Веточка
вербы
Май
Формы и методы
организации работы
Аппликация- работа с
ножницами, клеем,
цветной бумагой
Выставка рисунков в
классе, чтение
художественной
литературы
Беседа, составление
Характеристика деятельности
обучающихся
Уметь видеть и ценить красоту
природы. Развивают творческие
способности, мелкую моторику,
воображение закреплять умение
работать в коллективе.
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Характеристика деятельности
обучающихся
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Характеристика деятельности
обучающихся
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Обсуждение прочитанного материала,
оформление выставки. Развивают
творческие способности, мелкую
моторику, воображение.
Развивают творческие способности,
пейзаж
рассказа, чтение стихов,
рисование с натуры.
32
24.05
Мой
домашний
питомец
Практическое занятие
рисунок оформление
выставки в классе
33
31.05
Ура
каникулы!
Проведение инструктажа
на летние каникулы
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Развивают творческие способности,
мелкую моторику, воображение,
логическое мышление,
наблюдательность.
Повторили правила ПДД, ПБ, правила
поведения в общественных местах.