Рабочая программа Окружающий природный мир 6 В класс (2 вариант)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Кировградская школа-интернат, реализующая адаптированныеосновные
общеобразовательные программы».

Принято:
Педагогическим советом школы.
Протокол заседания
№ 1 от «29» августа 2023г.

Утверждаю:
Директор школы
Паршутина О.В.________________
Приказ № 97-о/д от «31» августа 2023г.

Рабочая программа
по образовательному предмету
«Окружающий природный мир»
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития 6 «В» класса (2 вариант)

Составитель: учитель
Бердникова Наталья Николаевна

2023 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по образовательному предмету «Окружающий природный мир» для
обучающихся 6 В класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении
федерального государственного стандарта образования обучающихся с умеренной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
3.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с

умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ СО «Кировградская школа-интернат»
(вариант 2).
4. Учебный план ГБОУ СО «Кировградская школа-интернат».
Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область
«Окружающий мир», на его изучение в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью является расширение представлений об окружающем их природном мире.
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на
формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой,
неживой природы и человека.
Цель - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека
с природой, бережного отношения.
Основными задачами программы являются:
явлениях

неживой

природы,

формирование

представлений о растительном и животном мире.

формирование представлений об объектах и
временных

представлений,

формирование

Содержание обучения.
Содержание

учебного

предмета

"Окружающий

природный

мир"

представлено

следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления",
"Объекты неживой природы".
Раздел "Растительный мир"
Изучение растений (дерево, куст, трава), частей растений (корень, ствол, стебель, ветка,
лист, цветок), значения частей растения. Знакомство со значением растений в природе и жизни
человека. Различение деревьев (берёза, дуб, клён, ель, сосна). Изучение строения дерева (ствол,
корень, ветки, листья), плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Различение лиственных
и хвойных деревьев.
Раздел "Животный мир"
Изучение строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы,
хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши), основных признаков животного.
Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Знакомство с домашними
животными (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) и с их питанием.
Знакомство с животными, обитающими в природных зонах холодного пояса (белый
медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его
местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
Знакомство с животными, обитающими в природных зонах жаркого пояса (верблюд,
лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания
животных. Знание способов передвижения животных.
Раздел «Объекты неживой природы»
Формирование представлений о небесных телах (Земле, солнце, луне, звездах), о их
значении в жизни человека и в природе. Знакомство с изображением Земли из космоса. Узнавание
глобуса - модели Земли. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли,
неба.

Знакомство с формами земной поверхности, с изображением земной поверхности на

карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Знакомство со свойствами огня (полезные
свойства, отрицательное), со значением огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с
огнем.
Раздел «Временные представления»
Повторение частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о
последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности.
Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание дней недели. Представление о
неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней
недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов.
Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений,

происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад,
листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.
Рассказ о погоде текущего дня.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов

1

Растительный мир.

18

2

Животный мир.

20

3

Объекты неживой природы.

20

4

Временные представления.

10
ИТОГО:

68

Планируемые результаты.
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к
результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
1. Основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
2. Работа в коллективе (ученик – ученик);
3. Слушание и понимание инструкции педагога;
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5. Обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Предметные результаты:
1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих
сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и
климатическим условиям:
- представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река,
водоемы, формы земной поверхности);
- представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их
влиянии на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности,
охраны здоровья;
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
- проявление интереса к объектам живой природы;
- представление о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия
"полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние");
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки).
3. Элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;
- представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели.
Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на
развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной
программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Группа БУД
1. Подготовка ребенка к
нахождению и обучению в
среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию с группой
обучающихся.

2. Формирование учебного
поведения:

3. Формирование умения
выполнять задание:

4. Формирование умения
самостоятельно переходить от
одного задания (операции,
действия) к другому в
соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия
и т.д.

Учебные действия и умения.
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения.
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на
задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении
посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен
выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью
педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный
или наглядный план) с помощью педагога.

Тематическое планирование.
№
п/п

Дата

Тема урока

Кол-во
часов

Программное содержание

Виды деятельности обучающихся

1-2

Виды растений.

2

Формирование
представления
о
видах
растений (дерево, кустарник, травянистые
растения).

Просматривают краткий видеосюжет о
растениях леса. Находят на иллюстрациях
объекты природы (дерево, цветок, трава,
кустарник). Выполняют задания в рабочих
листах (раскрашивают растения, называют
их вид).

3-4

Значение растений в жизни
человека.

2

Знакомство со значением растений в жизни
человека.

Просматривают презентацию «Значение
растений в жизни человека». Участвуют в
обсуждении темы урока. Составляют
иллюстрированный кластер на доске.

5-6

Лиственные
и
хвойные
деревья, их различия.

2

Формирование представлений о хвойных и
лиственных деревьях, об их различиях.

Рассматривают картинку с изображением
хвойного и лиственного дерева, называют
отличия. Знакомятся с понятием хвойное и
лиственное дерево. Рассматривают ветки
хвойных
и
лиственных
растений,
показывают и называют хвоинки и листья.

7-8

Лиственные деревья.

2

Формирование представлений о лиственных
деревьях, об их изменении в разные времена
года. Знакомство с деревьями: кленом,
березой, дубом, с их семенами и формой листа.
Знакомство с понятием листопад.

Просматривают презентацию «Лиственные
деревья». Участвуют в беседе. Рассказывают
о происходящих изменениях во внешнем
виде деревьев в разные времена года.
Знакомятся
с
понятием
листопад.
Выполняют аппликацию из сухих листьев
клена, березы, дуба.

9-10

Строение
дерева.

лиственного

2

Продолжение формирования представлений о
лиственных деревьях, об их строении, об
изменении внешнего вида в разные времена
года.

Рассматривают схему строения лиственного
дерева. Отвечают на вопросы. Стараются
запомнить части дерева (корень, ствол, лист,
ветви). Зарисовывают дерево, называют его
части.

11-12

Плодовые деревья (вишня,

2

Формирование представлений

Просматривают

о плодовых

презентацию

«Плодовые

яблоня, груша, слива).

деревьях, об их изменении в разные времена
года. Знакомство с деревьями: вишня, яблоня,
груша, слива, с их плодами. Знакомство с
понятием плод растения.

деревья». Участвуют в беседе. Знакомятся с
понятием плод растения. Выполняют
задание в рабочих листах, соотносят
плодовые
деревья
с
их
плодами,
раскрашивают рисунок.

13-14

Хвойные деревья.

2

Формирование представлений о хвойных
деревьях, об их изменении в разные времена
года. Знакомство с деревьями: ель и сосна, с их
шишками и хвоей. Закрепление понятия хвоя.

Просматривают презентацию «Хвойные
деревья». Участвуют в беседе. Рассказывают
о происходящих изменениях во внешнем
виде деревьев в разные времена года,
сравнивают сезонные изменения лиственных
и хвойных деревьев. Вспоминают и
стараются
запомнить
слово
хвоя.
Рассматривают шишки и ветви ели и сосны,
сравнивают их. Выполняют задание в
рабочих листах, соотносят хвойные деревья
с их шишками и ветвями, раскрашивают
рисунок.

15-16

Строение хвойного дерева.

2

Продолжение формирования представлений о
хвойных деревьях, об их строении.

Рассматривают схему строения хвойного
дерева. Отвечают на вопросы. Стараются
запомнить части дерева (корень, ствол, хвоя,
ветви). Зарисовывают дерево, называют его
части. Сравнивают строение хвойного и
лиственного дерева.

17-18

Значение частей деревьев.

2

Формирование представлений
частей растения.

значении

Повторяют части дерева. Просматривают
обучающий фильм по теме урока. Участвуют
в беседе, отвечают на вопросы. Выполняют
задание в рабочих листах.

19-20

Домашние
животные.

2

Формирование представлений о признаках
домашних и диких животных, об их жизни.

Просматривают краткое видео о домашних и
диких животных. Рассматривают рисунок и
называют
изображенных
животных.
Участвуют в беседе «Различия домашних и
диких животных». Называют сказки про
диких и домашних животных. Смотрят
сказку «Колобок». Отвечают на вопросы.

и

дикие

о

Выполняют задание в рабочих листах,
распределяют домашних и диких животных.
21-22

Строение животного.

2

Формирование представлении о строении
домашнего (дикого) животного (голова,
туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта,
рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знакомство с
основными
признаками
животного.
Установление связи строения тела животного с
его образом жизни.

Рассматривают рисунки строения коровы,
свиньи, лисы, зайца. Прослушивают рассказ
о строении тела животных, об их
особенностях. Участвуют в беседе по теме.
Просматривают
обучающее
видео
о
животных и их приспособленности к жизни.

23-24

Корова.

2

Формирование представлений о корове: о ее
значении в жизни человека, об уходе за ней, о
детенышах, о питании.

Просматривают обучающее видео по теме
урока. Выбирают карточки (животноедетеныш). Называют животных: корова, бык,
теленок. Участвуют в беседе (значение
коровы в жизни человека, уход за ней,
питание животного). Называют основные
признаки коровы.

25-26

Свинья.

2

Формирование представлений о свинье: о ее
значении в жизни человека, об уходе за ней, о
детенышах и о питании.

Просматривают обучающее видео по теме
урока. Выбирают карточки (животноедетеныш). Называют животных: свинья,
боров, поросенок. Участвуют в беседе
(значение свиньи в жизни человека, уход за
ней,
питание
животного).
Называют
основные признаки свиньи.

27-28

Коза.

2

Формирование представлений о козе: о ее
значении в жизни человека, об уходе за ней, о
детенышах и о питании.

Просматривают обучающее видео по теме
урока. Выбирают карточки (животноедетеныш). Называют животных: коза, козел,
козленок. Сравнивают козу и корову,
называют сходства и различия. Участвуют в
беседе (значение козы в жизни человека,
уход за ней, питание животного). Называют
основные признаки козы.

29-30

Лошадь.

2

Формирование представлений о лошади: о ее

Просматривают обучающее видео по теме
урока. Выбирают карточки (животное-

значении в жизни человека, об уходе за ней, о
детенышах и о питании.

детеныш). Называют животных: лошадь,
конь, жеребенок. Участвуют в беседе
(значение лошади в жизни человека, уход за
ней,
питание
животного).
Называют
основные признаки лошади.

31-32

Кошка.

2

Формирование представлений о кошке: о ее
значении в жизни человека, об уходе за ней, о
детенышах и о питании.

Просматривают обучающее видео по теме
урока. Выбирают карточки (животноедетеныш). Называют животных: кошка, кот,
котенок. Участвуют в беседе (значение
кошки в жизни человека, уход за ней,
питание животного). Называют основные
признаки кошки.

33-34

Собака.

2

Формирование представлений о собаке: о ее
значении в жизни человека, об уходе за ней, о
детенышах и о питании.

Просматривают обучающее видео по теме
урока. Выбирают карточки (животноедетеныш). Участвуют в беседе (значение
собаки в жизни человека, уход за ней,
питание животного).

35-36

Животные, обитающие в
природных зонах холодного
пояса.

2

Формирование представлений о животных,
обитающих в природных зонах холодного
пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец,
тюлень, морж), о питании животных и о
способах передвижения. Установление связи
строения животного с его местом обитания.

Просматривают видео «Климат и животные
зон холодного пояса». Рассматривают
картинки, слушают рассказ о питании
животных и о способах передвижения.
Выполняют задания в рабочих листах.

37-38

Животные, обитающие в
природных зонах жаркого
пояса.

2

Формирование представлений о животных,
обитающих в природных зонах холодного
пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец,
тюлень, морж), о питании животных и о
способах передвижения. Установление связи
строения животного с его местом обитания.

Просматривают видео «Климат и животные
зон холодного пояса». Рассматривают
картинки, слушают рассказ о питании
животных и о способах передвижения.
Выполняют задания в рабочих листах.

39-40

Живая и неживая природа.

2

Формирование представлений об объектах
живой и неживой природе.

Просматривают видеосюжет о планете
Земля. Рассматривают объекты живой и
неживой
природы
на
иллюстрациях,
фотографиях. Находят объекты живой и
неживой
природы
на
картинке.

Раскрашивают
картошку-шпаргалку.
Отвечают на вопросы.
41-42

Земля и Солнце.

2

Знакомство с Солнцем как с небесным телом,
со значением солнца в жизни человека и в
природе.

Рассматривают рисунки. Находят изученные
объекты и неживой природы (Земля и
Солнце) на иллюстрациях, фотографиях.
Срисовывают Солнце и Землю.
Отвечают на вопросы.
Отгадывают загадки о Земле и Солнце.

43-44

Луна.

2

Знакомство с Луной как с небесным телом, со
значением луны в жизни человека и в природе.

Просматривают видео по теме. Находят
Луну на иллюстрациях, фотографиях.
Зарисовывают Землю и Луну. Отвечают на
вопросы. Отгадывают загадки о Земле и
Луне. Учатся различать растущую и
убывающую луну.

45-46

Планеты и звезды. Планета
Земля.

2

Знакомство с небесными телами (планетами,
звездами), со строением Солнечной системы, с
изображением Земли из космоса.

Просматривают обучающее видео «Строение
Солнечной системы». Участвуют в беседе о
расположении и движении небесных тел
Солнечной
системы.
Рассматривают
фотографии
Земли
из
космоса.
Зарисовывают солнечную систему.

47-48

Воздух.

2

Знакомство
со
свойствами
воздуха.
Формирование представлений о значении
воздуха в природе и жизни человека.

Участвуют в беседе по теме урока.
Просматривают
обучающее
видео.
Знакомятся со свойствами воздуха. Слушают
рассказ о значении воздуха в природе и
жизни человека. Рассматривают рисунки,
обсуждают как раньше человек использовал
силу воздуха и как сейчас.

49-50

Глобус – модель Земли.
Океаны, моря, суша.

2

Знакомство с глобусом – моделью Земли и
географическими
объектами
(океанами,
морями, участками суши).

Рассматривают глобус – модель Земли,
называют его форму. Слушают рассказ о
географических объектах (о морях, океанах,
участках суши). С помощью учителя находят
на глобусе различные географические
объекты, запоминают обозначающие их
цвета. Лепят из пластилина модель Земли.

51-52

Формы земной поверхности
(горы, овраги, равнины) и
их значение в жизни
человека.

2

Формирование представлений о формах
поверхности земли и их значении в жизни
человека.

Просматривают обучающее видео о формах
поверхности земли. Участвуют в беседе по
теме урока. Лепят из пластилина и называют
формы земной поверхности.

53-54

Изображение
земной
поверхности на карте.

2

Знакомство
с
изображением
поверхности на карте.

земной

Просматривают обучающее видео о карте
Мира. Рассматривают карту Мира. Вместе с
учителям находят географические объекты.
Участвуют в беседе по теме урока.
Выполняют аппликацию «Карта Мира».

55-56

Вода на планете.

2

Знакомство
со
свойствами
воды,
с
круговоротом воды в природе. Формирование
представления о водных объектах на планете.

Рассматривают карту Мира. Просматривают
обучающее видео о водных объектах на
планете и о круговороте воды в природе.
Участвуют в беседе по теме урока.
Выполняют задания в рабочих листах.

57-58

Огонь.

2

Знакомство со свойствами огня (полезные
свойства, отрицательное), с правилами
обращения
с
огнем.
Формирование
представлений о значении огня в жизни
человека.

Просматривают обучающее видео по теме
урока. Знакомятся с правилами обращения с
огнем. Участвуют в беседе. Отгадывают
загадки. Просматривают и обсуждают
мультфильм «Кошкин дом».

59-60

Сутки.

2

Повторение частей суток.
порядка их следования.

Просматривают видеосюжет о смене дня и
ночи на иллюстрациях, фотографиях.
Рассматривают картинки. Отвечают на
вопросы. Составляют краткий рассказ о
деятельности человека в разное время суток
по картинке с помощью учителя.

61-63

Дни недели.

3

Знакомство с днями недели.

64-66

Неделя
–
последовательность 7 дней.

3

Знакомство
с
днями
последовательностью.

Запоминание

Знакомятся с днями недели. Просматривают
обучающий фильм. Участвуют в беседе,
называют дни недели. Разучивают стих для
запоминания дней недели.
недели,

их

Продолжают знакомятся с днями недели,
запоминают
их
последовательность.
Называют дни недели, определяют их
последовательность. Запоминают выходные

и рабочие дни. Продолжают разучивать стих
для запоминания дней недели. Знакомятся с
календарем.
67-68

Времена года

2

Повторение времен года. Знакомство с
порядком следования сезонов в году, с их
признаками.

Просматривают видео о смене времен года.
Рассматривают картинки, участвуют в
обсуждении.
Рассматривают
сюжетные
картинки о деятельности человека в разное
время года, в разную погоду.

Мониторинг сформированности социально-значимых навыков у учащихся 6 класса
по курсу "Окружающий природный мир"
Ф.И.О.---------------------------------------------------Класс----------------------------------------------------Начало года
Животный мир
Различает и называет представителей животного мира
Умеет соблюдать правила безопасного поведения в
природе (в лесу, у реки и др.).
Имеет представление о домашних животных
Проявляет интерес к животным.
Опыт заботливого и бережного отношения к животным,
уход за ними.
Растительный мир
Различает и называет представителей растительного
мира
Узнает части дерева.
Различает лиственные и хвойные деревья
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям,
уход за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в
природе (в лесу, у реки).
Объекты природы
Иметь представления о погодных явлениях: тучи, дождь
и снег.
Имеет представление об объектах неживой природы
(вода, воздух, земля, огонь, река, водоемы, солнце,
луна).
Имеет представление о формах земной поверхности.
Временные представления
Умение различать части суток (утро, день, вечер, ночь).
Представление о смене частей суток, смене событий
дня.
Представление о неделе, как о последовательности 7
дней.
Представление о смене дней недели.
Представление о временах года (осень, зима, весна,
лето).
Выполнение действий:
! – действия не выполняет;
ПП – выполняет действие со значительной физической помощью;
П – выполняет действие с частичной физической помощью;
О – выполняет действие по образцу;
И – выполняет действие по инструкции;
С – выполняет действие самостоятельно.

Середина
года

Конец года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».