Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Кировградская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы»
Принято:
Педагогическим советом школы
Протокол заседания
№ 1 от «29» августа 2023 г.
Утверждаю:
Директор школы
Паршутина О. В. ___________________
Приказ № 97-о/д от «31» августа 2023 г.
Рабочая программа
Предметная область «Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия)»:
«Психомоторика сенсорных процессов»
для обучающихся 8 «А» класса
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Составитель: учитель высшей
квалификационной категории
Трифонова Оксана Геннадьевна
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для обучающихся 8 «А» класса по предмету «Психомоторика
сенсорных процессов» на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Учебного плана ГБОУ СО «Кировградская школа – интернат».
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и
проходит неравномерно. У обучающихся с множественными нарушениями в развитии имеют место
нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной,
кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций.
Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в
целом. И какследствие, дети оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний
и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой
регуляции. Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в
зависимости от структуры нарушения и глубины интеллектуального недоразвития. И первый шаг
по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.
Цель коррекционного курса: на основе создания оптимальных условий познания ребенком
каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное
многогранное полифункциональное представление об окружающей
действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более
эффективной социализации его в обществе.
Задачами коррекционного курса являются:
обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений
наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в
речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия
явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и
целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины,
цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно- двигательной
координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Занятия по данной программе является коррекционно-направленными: наряду с развитием
общих способностей предполагается исправление недостатков психофизического развития и
формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Работа на занятиях
проводится по группам. Занятия носят практическую направленность, тесно связаны с другими
учебными предметами, готовят обучающихся к жизни в обществе.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной
увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной
подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое
занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом,
техническими средствами обучения.
Общая характеристика коррекционного курса
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта
в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у
обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей
действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует
эффективной социализации егов обществе.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии
разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это
способствует целостному психическому развитию ребенка. На занятиях применяются разные
формы организации детей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся. В программу
включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия
позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие
явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. На занятиях
сконцентрированы усилия на формирование навыков общения в коллективной деятельности.
Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны
выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на коррекционных занятиях приемов,
облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и
направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.),
побуждает учеников к речевым обозначениям того, что они видят, к выполнению действий с
объектом и к формулированию полученных результатов. Предмет предусматривает развитие и
воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.),
преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные
эмоции, учит управлять собственным поведением.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 8 класса, курс рассчитан на 68 часов, 2 часа в
неделю (34 недели).
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса Личностные
результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
давать полное описание объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
видеть временные рамки своей деятельности;
определять последовательность событий;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью;
проявлять интерес к познанию и самопознанию;
устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение,
сравнение, анализ и т.д.)
проявлять логическое мышление;
уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и
побуждений;
уметь сотрудничать;
уметь понимать и передавать свои чувства.
Минимальный уровень:
- Целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога.
Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам,обозначать их
словом.
Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.
-Конструировать формы из 4—6 элементов.
Определять противоположные качества и свойства предметов.
-Классифицировать предметы по различным признакам.
-Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продуктыпитания по запаху
и вкусу.
-Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
Определять возраст людей.
Достаточный уровень:
Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога,составлять
план действий.
Ориентироваться в пространстве.
Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
Пользоваться элементами расслабления.
Группировать предметы по нескольким самостоятельно выделенным признакам, обозначать
их словом.
Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.
Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
Находить нереальные элементы нелепых картинок.
Определять противоположные качества и свойства предметов.
Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам (форма,цвет,
величина, функциональное назначение).
Опосредовать свою деятельность речью.
Видеть временные рамки своей деятельности.
Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
Определять возраст людей.
Содержание программы коррекционного курса
№п/п
Название раздела
Кол-вочасов
1
Введение
2
2
Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
12
3
Тактильно – двигательное восприятие
6
4
Кинестетическое и кинетическое восприятие
6
5
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
12
6
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
8
7
Восприятие особых свойств предметов
5
8
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
6
9
Восприятие пространства
8
10
Восприятие времени
3
Всего
68
Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с
мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога.
Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование
точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений
предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур.
Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из
бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной»
аппликации.
Тактильно – двигательное восприятие.
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие –
крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Работа с
глиной и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое восприятие.
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и
тела (глаза, рот, пальцы). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных
ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру),
инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и
обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объёмных геометрических фигур – круга
и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение
словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).
Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5
предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные.
Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции
из более мелких деталей.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по
наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же
узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков
на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными
качествами или свойствами. Упражнения дляпрофилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов.
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-влажное-мокрое и т.д.), их
словесное обозначение. Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий-слаще, кислый – кислее и т.д.),
словесное обозначение. Дифференцированное восприятие ароматов. Упражнения в измерении веса
предметов на весах. Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный
– светлый, вредный - полезный). Определение противоположных действий, совершаемых с
предметами.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади). Выполнение
действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных
произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных
отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование
пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога. Ориентировка на
вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части.
Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по
инструкции педагога.
Восприятие времени.
Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Работа с календарем и
моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Последовательность
основных жизненных событий. Возраст людей.
Тематическое планирование
Раздел
программы
Диагностика
детей (2 ч)
Тема занятия
1.Введение
2.Обследование
Основные виды учебной
деятельности обучающихся
Определение первичного
уровня развития
психомоторики и сенсорных
процессов.
Развитие
моторики,
графомоторных
навыков (12 ч)
Тактильно –
двигательное
восприятие (6 ч)
3.Развитие согласованности
Слушание учителя,
движений на разные группы мышц(по практическая работа по развитию
инструкции педагога)
согласованности движений на
разные группы мышц;
4.Соотношение движений с
выполнениедействий по трёх- и
поданным звуковым сигналом
четырёхзвенной инструкции
5.Выполнение целенаправленных
действий по трехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи
педагога, словесный отчет о выполнении. своейдеятельности; соотношение
движений с поданным звуковым
сигналом; штриховка
6.Совершенствование точности
изображений
мелких движений рук.
двумя руками; дорисовывание
7.Графический диктант с
симметричной половины
усложненными заданиями.
изображения; графический
8.Вычерчивание геометрических
диктант с усложнённым
фигур (окружность, квадрат,
заданием; вырезание ножницами
треугольник).
на глаз изображений предметов.
9.Дорисовывание симметричной
половины изображения
10.Вырезание ножницами на глаз
изображений предметов (елочка,
снежинка, яблоко)
11.Конструирование из бумаги
(лодочка, снежинка, рубашка и др.)
12.Развитие координации движений
руки и глаза (нанизывание бус,
завязывание узелков, бантиков)
13.Работа в технике «рваной»
аппликации
14.Обучение техники самомассажа
пальцев и кистей рук, лица
15.Точная дифференцировка
Слушание учителя,
предметов на ощупь по разным
определение на ощупь разных
качествам и свойствам (выпуклый,
свойств и качеств
вогнутый, колючий, деревянный,
предметов; нахождение на
горячий).
ощупь двух одинаковых контуров
предмета из 4-5 предложенных;
16.Определение на ощупь
закрепление ощущений при
плоскостных фигур и предметов, их
величины
17.Закрепление тактильных ощущений работе с пластилином, тестом,
при работе с пластилином
глиной; игры смелкой мозаикой.
и глиной.
18.Пальчиковая гимнастика
19.Игра «Волшебный мешочек» (с
мелкими предметами).
20.Игры с мелкой мозаикой.
21.Сочетание движений и поз
Произвольное и по инструкции
Кинестетическо
педагога сочетание движений и
еи кинетическое различных частей тела (по
инструкции педагога), вербализация поз разных частей тела;
развитие (6 ч)
поз и действий
вербализация собственных
ощущений; воображаемые
22.Выполнение упражнений по
действия (вдеть нитку в иголку,
заданию психолога, обозначение
словом положения различных частей подбросить мяч, наколоть дрова и
др.); упражнения на
своего тела
расслабление и снятие
23.Выполнение упражнений по
мышечных зажимов.
заданию психолога, обозначение
словом положения различных частей
своего тела, восприятие роли в
движении
24.Упражнения на расслабление и
снятие мышечных зажимов.
25.Упражнения на укрепление
осанки
26.Воображаемые действия.
27.Группировка предметов по двум
Слушание учителя;
Восприятие
самостоятельная работа;
формы, величины, самостоятельно выделенным
признакам, обозначение словом.
группировка предметов по
цвета;
самостоятельно
конструирование
28.Выделение признака формы;
выделенным признакам;
предметов (12 ч)
называние основных геометрических
обозначение словом; сравнение и
фигур
группировкапредметов по
29.Сравнение и группировка
предметов по форме, величине ицвету. заданным параметрам;
составлениесериационных рядов
по самостоятельно
30.Классификация предметов и их
выделенным признакам из 5-6
изображений по форме по показу
31.Составление сериационных рядов предметов; смешиваниецветов;
определение постоянных цветов
по самостоятельно выделенным
(белый снег, зелёный огурец и
признакам из 4-5 предметов
32.Использование простых мерок для т.д.); узнавание целого по одному
фрагменту;
измерения и сопоставления
определение предмета по
отдельных параметров предметов (по
словесному описанию;
длине, ширине, высоте).
33.Сопоставление
2-х
предметов конструирование сложныхформ
контрастных величин по высоте, длине,предметов с использованием
объёмныхгеометрических фигур
ширине, толщине;
(треугольная призма, цилиндр и
обозначением словом.
др.) из 6-8 элементов; составление
34.Цветовой спектр. Смешение
цветов (оттенки).
35.Определение постоянных цветов.
36.Конструирование сложных форм
предметов (мелкие пазлы,
конструктор)
целого из частей на разрезном
наглядном материале,
37.Узнавание предметов по одному
предъявленном в произвольном
элементу.
Развитие
зрительного
восприятия и
зрительной
памяти (8 ч)
Восприятие
особых свойств
предметов (5 ч.)
38.Узнавание предмета по
порядке (5-7 частей).
словесному описанию
39.Формирование навыков
Слушание учителя;
зрительного анализа и синтеза
самостоятельная работа;
(обследование предметов, состоящихиз 2 формирование произвольности
- 3 деталей, по инструкции
зрительного восприятия;
педагога).
дорисовывание незаконченных
изображений; развитие
40.Нахождение отличительных и
зрительной памяти в процессе
общих признаков на наглядном
рисования по памяти;
материале
запоминание 5-6 предметов,
41.Нахождение нелепиц на
изображений и воспроизведение
картинках.
42.Дидактическая игра «Лабиринт». их; нахождение отличительныхи
общих признаков на наглядном
43.Дидактическая игра «Что
материале.
изменилось»
Выделение нереальных
44.Тренировка зрительной памяти.
45.Нахождение «лишней» игрушки, элементов нелепых картинок.
картинки
46.Упражнение для профилактики и
коррекции зрения. Гимнастика для
глаз
47.Температура. Градусники для
Слушание учителя;
измерения температуры тела, воды,
самостоятельная работа;
воздуха.
измерение температуры с
помощью измерительных
48.Развитие дифференцированных
приборов;
вкусовых ощущений (сладкий-слаще,
дифференцировка вкусовых
кислый – кислее и т.д.), словесное
ощущений
(сладкий – слаще,
обозначение.
49.Дифференцированное восприятие кислый – кислее); ароматы
(парфюмерные, цветочные и др.);
ароматов.
противоположные
50.Упражнения в измерении веса
действия, совершаемые с
предметов на весах
предметами (открыть – закрыть,
51.Определение противоположных
одеть – раздеть, расстегнуть –
действий, совершаемых с
застегнуть).
предметами.
52.Различение звуков по
Характеристика неречевых,
Развитие
длительности и громкости (неречевых, речевых и музыкальных звуков по
слухового
речевых, музыкальных).
громкости,
восприятия и
длительности, высоте тона;
слуховой памяти(6 53.Дифференцировка звуков по
развитие слухомоторной
ч)
громкости и по высоте тона
(неречевых, речевых, музыкальных). координации; выполнение
упражнений на заданный звук;
54.Развитие слухомоторной
определение на слух звучания
координации.
различных
55.Определение на слух звучание
музыкальных инструментов;
различных музыкальных
формирование чувстваритма;
инструментов.
56.Формирование чувства ритма.
Игровые упражнения.
57.Выделение и различение звуков
окружающей среды. Дидактическая
игра «Узнай на слух»
58.Ориентировка в помещение и на
Восприятие
улице по словесной инструкции
пространства (8ч)
59.Определение расположения
предметов в ближнем и дальнем
пространстве.
60.Моделирование расположения
предметов в пространстве,
вербализация пространственных
отношений.
61.Ориентировка на собственномтеле
и на теле другого человека:
дифференциация правой и левой
ноги, правой части тела
62.Моделирование пространственных
ситуаций по инструкции педагога
(расстановка
мебели в кукольной комнате)
63.Определение расположения
предметов в пространстве (справа –
слева и др.).
64.Ориентировка на листе бумаги
разного формата (тетрадный,
альбомный, ватман) и по – разному
расположенного (горизонтально,
вертикально, под углом).
65.Движение в заданном направлении
в пространстве (впереди т.д.).
Ориентировка в помещении
по инструкции психолога
66.Определение времени по часам.
Восприятие
Длительность временных интервалов
времени (3 ч)
67.Работа с календарем и моделью
календарного года.
Последовательность основных
жизненных событий.
68.Возраст людей.
различение по
голосу ребёнка и взрослого.
Ориентировка в помещениии
на улице; вербализация
пространственных отношений;
выполнение заданий педагога,
связанных с изменением
направления движения;
предоставление словесного
отчёта; моделирование
расположения различных
объектов по отношению
друг к другу в ближнем и
дальнем пространстве;
самостоятельное моделирование
пространственных ситуаций;
предоставлениесловесного
отчёта; составление простейших
схем-планов комнаты;
ориентировка на листе бумаги
разного формата ипо-разному
расположенного при выполнении
заданий
педагога на расположение и
перемещение на нём
предметов, игрушек.
Определение времени почасам;
определение длительности
различных временных
интервалов; работа с календарём
и моделью календарного года;
последовательностьосновных
жизненных событий; определение
возраста людей; использование в
речи
временной терминологии.
Описание материально – технического обеспечения
Для проведения занятий по сенсорному развитию процессов требуется специально
организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорностимулирующее
пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных
функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики»,
раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины,
полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули,
вкладыши-формы и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для
развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная
«тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики,
разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек идр.