Рабочая программа Природоведение 5 класс (1 вариант)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Кировградская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

Принято:
Педагогическим советом школы.
Протокол заседания
№ 1 от «29» августа 2023г.

Утверждаю:
Директор школы
Паршутина О.В. __________________
Приказ № 97-о/д от «31» августа 2023г.

Рабочая программа
по образовательному предмету
«Природоведение»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 вариант
5 класс

Составитель программы;
Учитель ВКК
Старикова Надежа Геннадьевна

2023 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ СО «Кировградская школа –
интернат» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 1 вариант;
- Учебного плана ГБОУ СО «Кировградская школа-интернат».
Рабочая программа адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный
предмет
«Природоведение»
относится
к
предметной
области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2
часа в неделю).
Рабочая программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель
обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению
систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе определяет
следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными объектами, их месте
в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех,
которые были изучены на уроках;
− формирование
умения
выделять
существенные
признаки
групп
объектов;
−
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;

Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
Личностные результаты:

 интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее
природным богатствам;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни,
умения соблюдать правила личной гигиены, режима дня;
 владение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости, необходимости охраны живой и неживой природы;
 установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и
другим материальным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные
тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное
ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни
человека;
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание
оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию
учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований
для классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные
(благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены
на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к
ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков),
контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При
оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и
особенности его развития.

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по
учебному предмету
«Природоведение» в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:






0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:

− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
− правильно раскрытое содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей
и конкретизация их примерами;
− правильное использование рисунков, гербариев, натуральных объектов и других
источников знаний,
− самостоятельный ответ, с опорой на ранее приобретенные знания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− знание всего учебного программного материала;
− умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике;
− незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи
преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные
вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной
речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» - не ставится

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх
разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и
планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают
о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. В разделе
«Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли - атмосфера, литосфера и

гидросфера. Изучают основные свойства воздуха, воды,
полезных ископаемых и почвы,
меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает
также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и
готовит обучающихся к усвоению курса географии. Обучающиеся знакомятся с наиболее
значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны
(например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей).
Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся
географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих
методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы
или объяснения, сопровождающегося демонстрацией опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при
проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании
свойств тел неживой природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих),
направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря, усвоение новых,
ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное чтение, работа со
словарем; ответы на вопросы и выполнение заданий, направленных на формирование умений
анализировать
прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать,
выделять главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).

Содержание разделов
№
п/п
1.
2.
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
5.

Название раздела

Количество
часов
2
6

Контрольные
работы

8

1

Полезные ископаемые

14

1

Вода

16

1

Поверхность суши. Почва

6

1

Есть на земле страна Россия

14

1

Повторение по курсу «Неживая природа»

2

1

68

7

Введение
Вселенная
Наш дом-Земля:
Воздух

Итого:

1

Тематическое планирование.
№/п

Тема урока

колво
часов

1

Вводный урок. Что
такое
природоведение.

1

2

Предметы
и
явления неживой и
живой природы.

1

3

Небесные
тела:
планеты, звезды.

1

4

Солнечная система.
Солнце.

1

Дата

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
минимальный уровень
достаточныйуровень

Введение – 2 часа.
Знакомство
с
учебным Узнают природные явления
предметом
наиллюстрациях и фотографиях,
«Природоведение»
относят объекты к живой или
Формирование
неживой природе, называют
представлений о предметах природные
предметы
и
и
явлениях,
которые явлпения.
изучаются
на
уроках
природоведения.
Знакомство с предметами и Узнают объекты неживой и
явлениями живой и неживой живой
природы
на
природы.
Формирование иллюстрациях и фотографиях,
умения дифференцировать относят объекты к живой и
предметы и явления живой неживой природе; называют
и неживой природы.
изученные объекты живой и
неживой природы. Дописывают
слова, обозначающие явления
природы в тетради.
Вселенная - 6часов.
Знакомство с небесными Называют изученные небесные
телами: звезды, Солнце, тела. Относят небесные тела к
планеты.
разным группам на основании
признаков с помощью учителя.
Формирование
представления о Солнце как
центре Солнечной системы,
о значении Солнца для
жизни
на
Земле.
Формирование
умения
давать
краткую
характеристику
плпнетам

Называют изученные небесные
тела – Солнце, планеты, планета
Земля, Солнечная система – и их
основные
признаки.
Рассматривают
на
рисунке
строение Солнечной системы.
Выписывают названия планет.

Выделяют существенные признаки
объектов
природы,
относят
предметы кживой или неживой
природе, называют природные
явления.

Выделяют существенные признаки
объектов живой и неживой
природы, относят объекты к живой
или
неживой
природе,
устанавливают взаимосвязи между
живой или неживой природой.
Выполняют задания в рабочей
тетради,
заполняют
таблицу
«Предметы и явления живой и
неживой природы».
Называют изученные небесные
тела (звезды, Солнце, планеты) и
их признаки. Относят небесные
тела к разным группам на
основании признаков.
Называют изученные небесные
тела- звезды, Солнце, солнечная
система, планета Земля, 2-3 другие
планеты Солнечной системы – и
их признаки; называют объекты,
которые
входят
в
состав
Солнечной системы. Сравнивают
небесные тела, делают вывод, чем

солнечной системы.
5

Исследование
космоса. Спутники.
Космические
корабли.

1

Ознакомление
обучающихся
с
исследованиями космоса и
их
значением
для
человечества.

Узнают искусственные спутники
и космические корабли на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты.

6

Полеты в космос.

1

Ознакомление
обучающихся
с
исследованиями
космоса.Формирование
представления о полетах
человека в космос и первых
космонавтах.

Называют первого космонавта
Ю.А.Гагарина,
первую
женщину-космонавта
В.В.Терешкову,
подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях.

7

Смена дня и ночи.

1

8

Смена времен года.
Сезонные
изменения
в
природе.

1

Формирование
Называют
части
суток.
представлений о суточном Перечисляют причины смены
вращении Земли и смене дня и ночи (с опорой на
дня и ночи.
учебник);
выбирают
и
подчеркивают правильный ответ
в рабочей тетради; подписывают
на рисунках время года.
Формирование
Определяют времена года на
представлений о годовом иллюстрациях и фотографиях,
движении Земли вокруг называют изученные времена
Солнца, смене времен года. года и их основные признаки.
Подписывают
на
рисунках
названия месяцев.

9

Планета
Земля.
Оболочки Земли.

1

Наш дом - Земля- 44 часа.
Закрепление
знаний
о Называют планету Земля и ее
Солнечной
системе. основные оболочки – вода,
Формирование
суша, воздух. Вставляют в текст
представлений о Земле как в
рабочей
тетради

звезды отличаются от планет,
записывают в таблицу.
Узнают и газывают искусственные
спутники
и
космические
корабли,называют их значение.
Показывают на картинках и
называют какие приборы люди
используют для исследования
космоса.
Называют
фамилии
первых
космонавтов (Ю.А.Гагарин, В.В.
Терешкова), имеют представления
о современных полетах в космос и
их
значении,
подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях; подбирают проверочные
слова к новым терминам.
Называют
части
суток,
их
признаки и причины смены дня и
ночи. Подчеркивают названия
частей
суток,
подбирают
обобщающее слово в рабочих
тетрадях.
Называют признаки времен года,
осуществляют
классификацию
времен
года
на
основании
основных признаков. Называют
причины смены времен года. В
рабочих тетрадях показывают
стрелками в какие время года
происходят природные явления.
Узнают, чем Земля отличается от
других планет Солнечной системы.
Называют
спутники
Земли.
Описывают
форму
Земли
и

10

Воздух. Воздух и
его
охрана.
Значение воздуха
для
жизни
на
Земле.

1

11

Свойства воздуха.

1

12

Давление
и
движение воздуха.

1

13

Температура
воздуха.
Термометр.

1

планете, отличие Земли от пропущенные слова, используя называют
основные
оболочки
других планет Солнечной слова для справок.
Земли (твердая, воздушная, водная).
системы.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Чем образованы оболочки
Земли?»
Формирование
Рассказывают
о
значении Называют газы, которые входят в
представлений о воздухе. воздуха
для
растений, состав воздуха и рассказывают о его
Уточнение и обобщение животных и человека, о значении,
о
мероприятиях
знаний о значении вохдуха мероприятиях с целью охраны проводимых с целью охраны
для человека, животных и чистоты воздуха.
чистоты воздуха. Проводят опыты
растений.
Формирование
«Как почувствовать и увидеть
представлений
о
воздух?»
мероприятиях, проводимых с
целью
охраны
чистоты
воздуха.
Формирование в процессе Называют свойства воздуха Узнают и называют свойства
демонстрации
опытов совместно с учителем после воздуха
после
демонстрации
представления о свойствах демонстрации
опытов. опытов,
описывают
опыты,
воздуха
(прозрачность, Записывают свойства воздуха в демонстрирующие
свойства
бесцветность,
упругость, рабочую тетрадь, используя воздуха; знают свойства воздуха и
теплопроводность) и об слова для справок.
использование
их
в
быту.
использовании этих свойств
Рассматривают рисунок в рабочей
в быту.
тетради и составляют рассказ,
используя опорные слова.
Формирование
Составляют
рассказ
по Описывают
свойства
воздуха
представления о свойствах картинкам об тспользовании (упругость, сжатие, теплый воздух
(упругость,
сжатие)
и свойств
воздуха
в
быту поднимается,
холодный
движении воздуха.
(накачивание шин, матрасов, опускается); называют свойства
игрушек). Выполняют задание в воздуха с опорой на иллюстрации
рабочей тетради: «Составить и или демонстрируемый опыт; умеют
записать
предложения
из использовать свойствавоздуха в
перепутанных слов».
быту. Проводят отыт и отвечают на
вопрос: как определить движение
воздуха.
Формирование
Узнают
термометр
на Узнают термометр в естественных
представления о термометре иллюстрациях и фотографиях, условиях, имеют представления о
и
егоустройстве; читают
записанную назначении термометра; умеют

формирование
умения
измерять
температуру
воздуха, читать показания
термометра.

14

Движение воздуха
в природе. Ветер.

1

Формирование
представлений о движении
воздуха – ветре, силе ветра и
использовании
ветра
человеком.

15

Состав
воздуха.
Кислород,
его
значение
и
применение.

1

Формирование
представлений о составе
воздуха,
о
значении
кислорода и его свойствах;
значение
кислорода,
свойства кислорода.

16

Состав
воздуха.
Углекислый
газ,
азот.

1

Формирование
представлений о составе
воздуха,
о
значении
углекислого газа и азота, их
свойствах.

17

Значение и охрана
воздуха.

1

температуру воздуха; понимают
положительные (со знаком
плюс)
и
отрицательные
(сознаком минус) показания
температуры.
Рассматривают
рисунки в рабочей тетради,
подписывают,
какую
температуру
показывают
термометры.
Узнают ветра разной силы на
иллюстрациях и фотографиях;
называют ветра (ураган); имеют
представления
об
использовании
силы
ветра
человеком. В рабочей тетради
отвечают на вопрос: что может
ветер? Вставляют недостающие
слова.
Называют свойства кислорода,
относят кислород к газам,
входящим всостав воздуха;
знают значение кислорода для
человека,
животных
и
растениях. Заполняют схему
«Состав воздуха», используя
помощь учителя.
Называют газы, входящие в
состав воздуха (углекислый газ,
азот), относят углекислый газ и
азот к газам, входящим в состпв
воздуха.
Рассматривают
диаграмму «Состав воздуха»,
подписывают названия газов,
используя предложенный текст.

читать
показания
термометра;
умеют использовать показания
термометра в повседневной жизни
(одежда – температура воздуха).
Записывают в тетрадьспомощью
цифр
и
знаков
показания
термометра.
Рассказывают о движении воздуха
разной силы (ветер, ураган, шторм),
называют
причины
появления
ветра. Выписывают из словаря в
учебнике определения слов «ветер»
и «ураган».

Называют газы, входящие в состав
воздуха; знают свойства кислорода
и наличие представлений об
использовании свойств кислорода в
быту, хозяйстве и промышленности.
Заполняют схему «Состав воздуха».

Называют газы, входящие в состав
воздуха,
знают
свойства
углекислого газа, его роль в жизни
растений иимеют представления об
использовании
свойств
углекислого газа в быту, хозяйстве
и промышленности. Заполняют
таблицу
в
рабочей
тетради
«Свойства газов».
Формирование
Имеют
представления
о Рассказывают о роли воздуха для
представлений о значении значении чистого воздуха и жизни на Земле; устанавливают

воздуха, его ролив жизни
растений,
животных
и
человека.
Знакомство
с
мерами, принимаемыми для
охраны воздуха.

мерах, принимаемых для его
защиты. Составляют рассказ по
рисункам
«Как
человек
использует воздух».

Имеют
представления
о
значении чистого воздуха для
жизни на Земле и мерах,
принимаемых для его защиты.

18

Значение воздуха
для жизни на Земле
и его охрана.

1

Обобщение
и
систематизация
понятия
овоздухе,
его
составе,
свойствах и значении для
человека,
растений
и
животных.

19

Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи.

1

Формирование
Имеют
представление
о
представления о полезных назначении
полезных
ископаемых, их видах и ископаемых. Заполняют схему
значении.
«Полезные
ископаемые»
в
рабочей тетради.

20

Гранит, известняк.

1

Формирование
представления о полезных
ископаемых, используемых в
строительстве – граните,
известняке.

Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях
(мел,
мрамор,
гранит); называют изученные
полезные ископаемые, относят
их к группе, используемых в
строительстве;
имеют
представление о назначении
данной
группы
полезных
ископаемых. Показывают в
коллекции
полезные

(спомощью учителя) зависимость
между чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и человека;
соблюдают в быту меры по охране
воздуха, правила здорового образа
жизни. Выполняют задание в
рабочей тетради: дописывают слова
в прочитанном тексте «Что мы
узнали о воздухе?»
Рассказывают о роли воздуха для
жизни на Земле; устанавливают
(спомощью учителя) зависимость
между чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и человека;
соблюдают в быту меры по охране
воздуха, правила здорового образа
жизни.
Называют полезные ископаемые,
выделяют
признаки
полезных
ископаемых;
относят полезные
ископаемые к разным группам
(твердые, жидкие, газообразные;
горючие, негорючие). Заполняют
схему «Полезные ископаемые» в
рабочей
тетради.
Приводят
примеры.
Узнают и называют представителей
полезных
ископаемых,
используемых в строительстве;
выделяют их признаки; называют
полезные ископаемые, известные из
других источников, объясняют свое
решение. Показывают в коллекции
полезные
ископаемые:
гранит,
известняк, зачитывают их описание
на карточках.

21

Песок, глина.

1

Формирование
представления о полезных
ископаемых, используемых в
строительстве – песок, глина.

22

Горючие полезные
ископаемые.

1

Формирование представлений
о
горючих
полезных
ископаемых. Формирование
представления о торфе.

23

Каменный уголь.

1

Формирование представлений
о
горючих
полезных
ископаемых. Формирование
представления о каменном
угле.

ископаемые: гранит, известняк,
зачитывают их описание на
карточках.
Узнают полезные ископаемые на
рисунках,
фотографиях,
в
коллекциях
(песок,
глина);
называют изученные полезные
ископаемые, относят их к
группе,
используемых
в
строительстве;
имеют
представление о назначении
данной
группы
полезных
ископаемых.
Рассматривают
рисунки, рассказывают, что
производят из песка и глины,
дописывают предложения.
Узнают полезные ископаемые на
рисунках, фотографиях, в
коллекциях (торф); называют
изученные полезные
ископаемые, относят торф к
группе горючих полезных
ископаемых; имеют
представление о назначении
торфа. Составляют рассказ по
плакату «Что получают из
торфа?»
Узнают полезные ископаемые на
рисунках,
фотографиях,
в
коллекциях (каменный уголь);
называют изученные полезные
ископаемые, относят каменный
уголь
к группе горючих
полезных ископаемых; имеют
представление о назначении
каменного угля, выделяют его
свойства
и
признаки.

Узнают и называют представителей
полезных
ископаемых,
используемых в строительстве;
выделяют их признаки; называют
полезные ископаемые, известные из
других источников, объясняют свое
решение.
Заполняют
таблицу.
Сравнивают между собой песок и
глину.

Узнают и называют и называют
представителейгорючих
полезных
ископаемых; выделяют их признаки;
относят торф к различным группам
сучетом
разных
классификаций
(полезные ископаемые, горючие
полезные ископаемые, полезные
ископаемые,
используемые
в
качестве удобрений). В рабочей
тетради заполняют схему «Горючие
полезные ископаемые».
Узнают
иназывают
горючие
полезные
икопаемые
каменный
уголь; выделяют его признаки и
виды; относят к группе горючих
полезных
ископаемых.
Рассматривают образцы разных
видов каменного угля. Записывают в
рабочую тетрадь его свойства.
Заполняют
таблицу
«Свойства
каменного угля».

Записывают свойства каменного
угля в рабочую тетрадь.
24

Добыча
использование
каменного угля.

и

1

Формирование представления
о каменном угле, способах Относят каменный уголь к
доюычи и значении.
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значении
каменного
угля.
Подписывают
на
рисунках
способы добычи каменного
угля.
Формирование представления
о
горючих
полезных Называют изученные полезные
ископаемых (нефть).
ископаемые – нефть; относят
нефть
к
группе
горючих
полезных
ископаемых.
Описывают свойства нефти:
заполняют пропуски в тексте,
используя слова для справок.
Формирование представления Относят нефть к группе горючих
о нефти, способах добычи и полезныз ископаемых; имеют
значении.
представление о значении
нефти. Подчеркивают
правильный ответ: вкаком
состоянии находится нефть.

25

Нефть: внешний вид
и свойства.

1

26

Добыча
использование
нефти.

и

1

27

Природный
газ.
Свойства, добыча,
использование.
Правила обращения
с газом в быту.

1

Формирование представления
о
горючих
полезных
ископаемых (природный газ),
способах
его
добычи,
значении.
Формирование
умения соблюдать правила
безопасности использования
природного газа в быту.

28

Черные
металлы.
Сталь. Чугун.

1

Знакомство
металлами.

Называют изученные полезные
ископаемые – природный газ,
имеют представление о его
значении, называют с помощью
учителя правила пользования
газом в быту. Подчеркивают на
карточке названия горючих
полезных ископаемых.

с
черными Называют
Формирование (сталь,

черные
чугун),

металлы
имеют

Относят
каменный
уголь
к
различным группам с учетом
различных классификаций (полезные
ископаемые,
горючие
полезные
ископаемые); знают способы добычи
угля.
Вставляют
в
текст
пропущенные
слова
«Добыча
каменного угля».
Узнают
и
называют
горючие
полезные ископаемые; выделяют
признаки нефти. Рассматривают
пробирку с нефтью и описывают ее
свойства, используя слова для
справок.
Сравнивают
каменный
уголь и
нефть, называют черты
различия и сходства.
Относят нефть к различным группам
полезных ископаемых с учетом
разных классификаций (полезные
ископаемые,
горючие
полезные
ископаемы).
Рассказывают
о
способах
добычи
нефти.
Выписывают из словаря учебника
значение новых слов.
Узнают
и
называют
горючее
полезное ископаемое – природны
газ, выделяют его признаки, знают
способы добычи газа. С учетом
разных
классификаций
относят
кразлиным группам ископаемых.
Вставляют
пропущенные
слова
«Запомни правила обращения с
газом».
Узнают и называют черные металлы
– чугун, сталь; знают способы

представления
о
стали,
чугуне, способах получения и
использования
в
промышленности и в быту.

29

Цветные металлы.

1

Знакомство
с
цветными
металлами.
Формирование
представления об алюминии и
меди, способах получения и
использования
в
промышленности и в быту.

30

Благородные(драгоц
енные) металлы.

1

Формирование представления
о благородных (драгоценных)
металлах: золоте, серебре,
платине.
Использование
впромышленности и в быту.

31

Охрана
полезных
ископаемых.

1

Формирование представления
о
значении
полезных
ископаемых, знакомство с
мерами, принимаемыми для
охраны
полезных
ископаемых.

32

Полезные
ископаемые.

1

представление
об
черных
металлов.
Рассматривают
рисунки, подчеркивают названия
предметов, изготовленных из
металлов, используя помощь
учителя.
Называют цветные металлы;
имеют
представление
об
использовании
цветных
металлов. Заполняют таблицу в
рабочей тетради, используя
слова для справок; приводят
примеры металлов, разделив их
на группы.
Называют
благородные
(драгоценные) металлы; имеют
представление об использовании
этих
металлов.
Вставляют
пропущенные буквы в слова
названия благородных металлов,
составляют
предложения
с
этими словами.

Называют полезные ископаемые,
знают о необходимости их
охраны. Составляют рассказ по
плану
и
с
опорой
на
предложения,
предложенные
учителем об охране полезных
ископаемых.
Обобщение и систематизация Имеют
представления
о
знаний о свойствах полезных полезных
ископаемых,
их
ископаемых.
значении для людей. Составляют
устный рассказ об одном из

получения
черных
металлов,
выделяют
признаки
металлов,
свойства чугуна и стали. Используя
рисунки,
записываютврабочую
тетрадь
названия
предметов,
сделанных из металлов.
Узнают и называют цветные –
алюминий, медь; знают способы
получения металлов; производят
классификацию металлов (относят
алюминий и медь к цветным
металлам). Заполняют таблицу в
рабочей тетради: приводят примеры
цветных металлов, разделив их
нагруппы.
Узнают и называют благородны
металлы – золото, серебро, платину,
выделяют
признаки
цветных
металлов;
производят
классификацию
драгоценных
металлов (относя золото, серебро,
платину к металлам и драгоценным
металлам). Выполняют задание в
рабочей
тетради:
соединяют
стрелками правильные ответы, где
применяют драгоценные металлы.
Узнают и называют полезные
ископаемые; знают способы их
охраны. Вставляют в текст карточки
пропущенные слова, используя слова
для справок.
Узнают и называют
ископаемые.
классификацию
ископаемых.
Относят

полезные
Проводят
полезных
полезные

33

Вода в природе.
Роль воды в питании
живых организмов.

1

Формирование представлений
о воде в природе, о значении
воды для растений, животных
и человека.

34

Свойства воды.

1

Формирование представлений
о свойствах воды.

35

Растворимые
и
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода.

1

Формирование представлений
о свойствах воды растворять
некоторые
вещества;
вещества
растворимые
и
нерастворимые.

полезных ископаемых по плану искропаемые к различным группам,
и опорным предложениям.
объясняют
свой
выбор.Знают
свойства полезных ископаемых и
меры по их охране. Составляют
устный рассказ об одном из
полезных ископаемых по плану,
используя статью учебника.
Рассказывают о воде в природе, Узнают на рисунках и фотографиях
о значении воды для живых и называют воду в разных формах
организмов.
Выполняют существования
в
природе.
задание: рассматривают рисунки Подписывают рисунки, используя
и подписывают, кому для жизни слова для справок: где встречается
нужна вода.
вода
в
природе,
вставляют
пропущенные
слова
в
текст
каоточки.
Называют
свойства Узнают и называют свойства воды
воды(совместно с учителем) после
проведенных
опытов;
после демонстрации опытов. описывают
опыты;
Заполняют схему «Свойства демонстрирующие свойства воды;
воды», используя слова для записывают выводы по проведенным
справок; подписывают рисунки, опытам; знают свойства воды и их
записывают выводы в тетрадь по использование в быту. Заполняют
проведеннымо пытам.
схему «Основные свойсва воды».
Рассказывают
о
свойствах Называют
растворимые
и
питьевой воды и растворах, нерастворимые вещества; узнают
называют растворы. Описывают растворы в естественных условиях и
опыты, подписывают рисунки с на иллюстрациях, называют их.
растворимыми
и Имеют представление о назначении
нерастворимыми веществами в растворов, выделяют существенные
воде.
признаки питьевой воды, используют
полученные знания при выполнении
практических
работ:
создание
растворов – сладкий водный раствор,
соленый водный раствор. Заполняют
таблицу
в
рабочей
тетради
«Растворимые и
нерастворимые
вещества в воде».

36

Прозрачная и
мутная вода.
Очистка мутной
воды

1

Узнают чистую и мутную
воду в натуральном виде и
на рисунках. Называют
признаки мутной и чистой
воды.
Выполняют задание:
выбирают правильный
ответ на вопрос и
подчеркивают его

Формирование
представлений о
свойствах воды,
чистой воде и
очистке воды

37

Три состояния
воды.
Температура и ее
измерение

1

Формирование
представлений о
различных агрегатных
состояниях воды: твердое,
газообразное,
жидкое. Переход воды из
одного состояния в другое

38

Расширение при
нагревании и
сжатие при
охлаждении,
расширение
при
замерзании

1

Формирование
представлений об
изменении состояния воды
под воздействием
температуры

Выделяют признаки чистой и
мутной воды; относят воду к
разным группам; используют
полученные знания при
выполнении практических
работ (очистка воды
отстаиванием,
фильтрованием).
Записывают предложения в
правильном порядке по
проведению опыта по
очистке мутной воды
Узнают воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном
виде и на рисунках.
Заполняют схему, используя
текст учебника «Состояние
воды в природе».
Проводят опыты под
руководством учителя по
изучению свойств трех
состояний воды, измеряют ее
температуру с помощью
термометра

Узнают и называют
состояния воды при
нагревании и охлаждении.
Подписывают рисунки,
подчеркивают правильный
ответ на вопрос: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении,
замерзании

Выделяют признаки воды в
разных агрегатных
состояниях; устанавливают
зависимости между
температурой и состоянием воды;
умеют использовать
полученные знания при
выполнении практических работ
совместно с учителем (измерение
температуры воды).
Проводят опыты по
изучению свойств твердой, жидкой
и газообразной воды; измеряют
температуру воды термометром;
записывают
выводы в рабочую тетрадь
Узнают и называют состояния
воды в
естественных условиях и на
картинах; выделяют
существенные признаки воды
при замерзании и нагревании;
умеют использовать полученные
знания в быту.
Записывают выводы в рамку в

39

Свойства
воды.
Лабораторн
ая работа

1

Формирование умения
применять знания о
свойствах воды на
практике, выполнять
практические действия под
контролем учителя
Формирование
представлений о работе
воды в природе и
изменениях, которые
происходят под влиянием
воды
Формирование
представлений о значении
воды для человека,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны
воды

Выполняют лабораторные
работы совместно с
учителем;
называют свойства воды
после проведения опыта

40

Работа
воды в
природе

1

41

Значение воды в
природе.
Использование
воды в быту,
промышленности
и сельском
хозяйстве

1

42

Вода в природе

1

Изучение значения воды в
природе. Формирование
представлений о
круговороте воды в
природе

Называют разные состояния
воды; узнают их на
иллюстрациях: дождь, пар,
облака, тучи.
Рассматривают схему
круговорота, вставляют в
текст пропущенные слова

43

Воды суши: ручьи,
реки

1

Формирование
представлений о водах
суши: ручьях и реках.

Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки с помощью

Узнают и называют
последствия работы воды –
оврагов, пещер, наводнений;
подписывают слова на
рисунках
Знают значения воды для
жизни человека; называют
(совместно с учителем)
правила охраны воды в быту
(выключать воду, плотно
закрывать кран).
Составляют рассказ по
картинкам «Как используют
воду в сельском хозяйстве»

рабочую тетрадь: что происходит
с водой при нагревании,
охлаждении и замерзании
Выполняют лабораторные
работы под контролем учителя;
прогнозируют результаты
опытов, описывают
результаты опытов; делают
выводы о свойствах воды
Устанавливают
взаимозависимости между
явлениями природы (работа воды
и форма поверхности); называют
по рисункам и подписывают
овраги, пещеры, ущелья
Рассказывают о мерах,
принимаемых для охраны воды;
применяют знания об охране
воды на практике.
Вставляют пропущенные слова в
текст карточки.
Приводят свои примеры,
используя слова- помощники.
Пересказывают написанный
текст
Составляют рассказ по
картинкам о состоянии воды на
разных этапах ее круговорота;
устанавливают причинноследственные зависимости.
По схеме называют изменения в
природе во время круговорота;
вставляют в текст пропущенные
слова
Рассказывают об образовании
рек и ручьёв. Составляют рассказ
о реках и ручьях. Называю

Правила поведения у
водоёмов

учителя. Называют правила
поведения у водоемов.
Подчеркивают правильный
ответ в тексте; почему нельзя
пить воду из водоемов

44

Озера,
болота,
пруды

1

Формирование
представлений о водах
суши: озера, болота, пруды

Узнают озера, болота, пруды
на иллюстрациях и
фотографиях;
называют изученные
объекты;
рассказывают об
использовании изученных
водоемов.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом. Записывают в
тетрадь названия рыб,
которые водятся в водоемах

45

Моря и океаны

1

Формирование
представлений о морях и
океанах и их
использовании

46

Охрана воды

1

Формирование
представлений об охране
воды и мерах,

Узнают моря и океаны на
иллюстрациях и фотографиях;
Называют
изученные
объекты;
Рассказывают
об
использовании
изученных
водоемов.
Рассматривают рисунки в
рабочей
тетради,
подписывают названия морей
и океанов
Рассказывают об
использовании воды;
составляют предложения,

отличия ручья от реки.
Называют правила поведения у
водоемов. Выполняют задание в
рабочей тетради:
подчеркивают правильный ответ
в тексте «Воды суши»
Рассказывают о внешнем виде
озер, болот, прудов,
водохранилищ и образовании
изученных водоемов, о значении
изученных водоемов; умеют
устанавливать простейшие
причинно-следственные
зависимости.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с водоемом;
обосновывают свой вывод.
Сравнивают водоемы, называют
отличительные их признаки. На
основании сравнения заполняют
таблицу
Рассказывают о внешнем виде
морей и океанов, их основных
признаках, о значении изученных
водоемов.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Использование
воды человеком»; составляют
рассказ по схеме «Значение моря
для человека»
Составляют рассказ о мерах,
принимаемых для охраны
водоемов; применяют знания об

принимаемых по охране
водоемов

используя опорные слова;
раскрашивают опорные
сигналы для плаката по
охране воды

47

Равнины,
холмы,
овраги

1

Формирование
представлений о формах
поверхности Земли,
внешнем виде равнин,
холмов, оврагов и их
использовании
человеком

Узнают и называют формы
поверхности
(равнины,
холмы,
овраги)
на
иллюстрациях и фотографиях.
Заполняют схему в рабочей
тетради «Поверхности суши»,
используя помощь учителя

48

Горы

1

Формирование
представлений о формах
поверхности Земли. Горы:
внешний вид, природа,
жизнь и занятия людей в
горах

Узнают и называют горы на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют занятия людей,
живущих в горах.
Подписывают и раскрашивают
рисунки, как люди используют
горы

49

Почва –
верхний слой
земли. Состав
почвы

1

50

Разнообразие почв

1

Формирование
представлений о почве, ее
образовании.
Знакомство с составом
почвы: перегной, песок,
глина, вода, воздух,
минеральные соли.
Закрепление знания о
роли почвы в жизни
растений
Формирование

Рассказывают о назначении
почвы. Называют состав
почвы, опираясь на схемы и
иллюстрации. Рассказывают
о роли почвы в жизни
растений.
Отгадывают
загадки
о
животных, которые обитают в
почве; подписывают их на
рисунках
Называют виды почв (не

охране воды на практике.
Составляют памятку «Правила
поведения у водоемов»; рисуют в
тетради опорные сигналы для
плаката по охране водоемов
Выделяют существенные признаки
изученных форм поверхности
суши; называют холмы и овраги,
известные из личного опыта.
Заполняют схему в рабочей
тетради «Поверхности суши»,
соединяют стрелками слова и
предложения с описанием оврага
Выделяют существенные
признаки гор. Рассказывают о
занятиях людей в горах.
Устанавливают простейшие
зависимости между формой
поверхности суши и занятиями
населения.
Называют горы, известные из
личного опыта.
Сравнивают горы и холмы,
называю отличительные
признаки; заполняют схему их
строения
Узнают и называют почвы в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Называют вещества,
входящие в состав почвы и их
значение.
Заполняют схему в рабочей
тетради «Состав почвы»
Называют виды почв и их

представлений о видах
почвы: черноземные,
глинистые, песчаные.
Знакомство с
особенностями почв.

менее 2). Называют свойства
одного вида почв.
Узнают по описанию и
подписывают на рисунках
виды почв

Рассказывают об основном
свойстве почвы, о значении
обработки
почвы
для
получения урожая.
Подчеркивают
в
тексте
рабочей тетради название
основных
частей
почвы,
которые необходимы для
жизни растений

51

Основное
свойство почвы –
плодородие.
Обработка почвы

1

Формирование
представлений о
плодородии почвы,
способах
обработки почвы и ее
значении

52

Охрана почвы

1

Закрепление
представлений о значении
почвы.
Охрана почв, меры,
принимаемые для охраны
почв

53

Место России на
земном шаре.
Знакомство с
картой

1

Рассказывают
о
необходимости охраны почв
и некоторых мерах, которые
принимаются для защиты
почвы.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради. Обводят те,
на которых показано, как
человек заботиться о почве
Есть на Земле страна Россия- 14 часов
Формирование
Называют название своей
представлений о России,
страны. Рассказывают, какие
размере территории,
формы поверхности есть в
климате, рельефе
России.
Рисуют
Государственный

основные признаки;
выделяют существенные
признаки разных видов почв;
устанавливают связи между
разными видами почв и
растительностью; умеют
применять эти знания на
практике.
Выполняют задание: соединяют
стрелкой название почвы с ее
характеристикой
Называют способы обработки
почвы в зависимости от сезона;
имеют представления о
взаимосвязи обработки почвы с
ее плодородием;
умеют применять знания о
сезонной обработке почвы на
практике.
Делают вывод: почему
черноземная почва самая
плодородная
Называют вредные воздействия
на почву: костры, пожары,
вырубка лесов, бытовой мусор,
химикаты, вода, ветер; называют
меры, принимаемые для охраны
почв.
Обводят рисунки, на которых
показано, как человек заботиться о
почве, обосновывают свой выбор
Называют особенности климата и
рельефа России; узнают на карте
России реки и сушу (по цвету);
устанавливают причинноследственные зависимости

54

Моря и океаны,
омывающие
берега России

1

Знакомство с морями и
океанами, омывающими
берега России

55

Горы и равнины на
территории нашей
страны

1

Формирование
представления о формах
поверхности России:
равнины, горы

56

Реки и озера
России

1

Знакомство с реками и
озёрами России.
Знакомство с
крупнейшими реками
России

57

Москва – столица
России

1

Формирование
представления о столице

флаг России в тетради.
Подчеркивают
в
стихотворении
название
государства,
в
котором
живут, записывают его в
клеточки
Рассказывают,
что
территорию России омывают
теплые и холодные моря;
называют основные признаки
этих морей (лед, снег,
холодно,
тепло,
солнце,
пляж).
Вставляют
в
текст
пропущенные
слова
с
названием океанов
Узнают на иллюстрациях
различные формы
поверхности – горы, равнины;
рассказывают, что на
территории России
находятся горы и равнины.
Подчеркивают слова, которые
обозначают формы земной
поверхности на карточке
Узнают на иллюстрациях
реки;
рассказывают,
что
на
территории России находятся
реки и озера; называют 1–2
реки России.
Подбирают обобщающие
слова
к
перечисленным
названиям рек и озер
Называют
Достопримечательности

между территорией, солнечной
освещенностью и климатом.
Записывают в тетради свой адрес

Называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское море;
называют их основные признаки.
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
название моря с его
характеристикой
Называют горы и равнины
России: Восточно- Европейская
равнина,
Западно-Сибирская
равнина,
Кавказские горы, Уральские
горы. Рассказывают об их
основных признаках. Вставляют
в текст карточки названия
равнин и гор России, используя
слова для справок
Называют реки и озера России:
3–4 названия, называют их
основные признаки.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Реки и озера России»

Называют достопримечательности
Москвы. Называют основные виды

России – Москве:
достопримечательн
ости, стадионы,
транспорт
Формирование
представления о городе
Санкт-Петербург:
достопримечательност
и, реки, разводные
мосты
Знакомство с городами
«Золотого кольца»:
Ярославль, Владимир,
Ростов:
достопримечательности,
народные промыслы

Москвы с опорой на
иллюстрации.
Называют столицу России.
Подписывают на рисунках
герб России и герб Москвы
Узнают и называют
достопримечательности
Санкт-Петербурга: разводные
мосты, Дворцовая площадь –
на иллюстрациях и
фотографиях
Называют города Золотого
кольца: Ярославль, Владимир,
Ростов.
Рассказывают
о
достопримечательностях
городов «Золотого кольца» с
помощью
учителя.
Выполняют
задание:
соединяют
линиями,
с
именем каких великих людей
связаны названия городов.

58

Санкт-Петербург

1

59

Ярославль.
Владимир.
Ростов. Города
«Золотого
кольца»

1

60

Нижний
Новгород,
Казань,
Волгоград

1

Формирование
представления о городах
Нижний Новгород, Казань,
Волгоград:
достопримечательности,
промышленность

Называют города Нижний
Новгород, Казань, Волгоград
Рассказывают о
достопримечательностях с
помощью учителя, опираясь
на иллюстрации.
Находят на карте названия
городов и выписывают их в
тетрадь

61

Новосибирс
к,
Владивосто

1

Формирование
представления о городах
Новосибирск,

Называют
Новосибирск,
Рассказывают

города
Владивосток.
о

транспорта Москвы.
Находят на картинках и
подписывают
достопримечательности Москвы
Узнают и называют СанктПетербург на картинках и
иллюстрациях, рассказывают об
его основных
достопримечательностях
Называют города «Золотого
кольца»: Ярославль, Владимир,
Ростов.
Называют основные
достопримечательности:
набережная в Ярославле, театр;
собор и Золотые ворота во
Владимире; Ростовский кремль.
Вписывают в таблицу названия
некоторых
достопримечательностей городов
Золотого кольца
Узнают и называют города
Нижний Новгород, Казань,
Волгоград; называют основные
достопримечательности городов
(Нижегородский кремль,
Казанский кремль, мечеть,
Мамаев курган);
называют города, известные из
других источников.
Заполняют таблицу: по описанию
определяют название городов
Узнают и называют города
Новосибирск, Владивосток;
называют основные

к

Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт

достопримечательностях
городов; показывают их на
карте

Называют
отдельных
представителей
народов
России.
Называют
места,
где
проживает население России.
Узнают на иллюстрациях и
называют
городское
и
сельское население.
Заполняют схему «Население
нашей страны», используя
помощь учителя
Называют основные
географические объекты и
особенности своей местности:
поверхность, водоёмы с
опорой на учебник. Называют
представителей
растительного и животного
мира своего региона
Показывают на иллюстрациях
достопримечательности своего
города с помощью учителя.
Называют промышленные
предприятия своего региона

62

Население и
народы России

1

Формирование
представления о
населении России и
России как
многонациональном
государстве

63

Ваш город.
Важнейшие
географическ
ие объекты
региона

1

64

Ваш город.
Важнейшие
географическ
ие объекты
региона

1

65

Экскурсия

1

Формирование
представления о своей
местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
поверхность, водоёмы,
растительный и животный
мир
Формирование
представления о своей
местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
промышленность и
сельское хозяйство,
достопримечательности.
Расширение и закрепление
знаний о родном городе; о
важнейших

Называют и посещают
достопримечательные места
города;

достопримечательности
городов; называют города,
известные из других
источников.
Составляют рассказ о городе
Владивостоке, используя слова
для справок
Называют представителей
народов России.
Рассказывают о традициях,
обычаях населения России;
занятиях городского и сельского
населения.
Заполняют схему «Население
нашей страны»; определяют, какие
рисунки подходят к
стихотворениям
Показывают на карте основные
географические объекты и
особенности своей местности:
поверхность, водоёмы.
Рассказывают о представителях
растительного и животного мира
своего региона
Рассказывают о
достопримечательностях своего
города. Называют
промышленные предприятия и
направления сельского хозяйства
своего региона, Рассказывают о
населении своей местности, их
традициях и обычаях
Рассказывают в ходе экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем;

географических
объектах региона
66

Экскурсия

1

67

Обобщающий
урок по разделу
«Есть на Земле
страна
Россия»

1

68

Неживая природа.
Обобщающий
урок

1

Называют важнейшие
географические объекты
региона
Расширение и закрепление
Называют и посещают
знаний о родном городе; о
достопримечательные места
важнейших
города;
географических
Называют важнейшие
объектах региона
географические объекты
региона
Повторение – 2 часа
Закрепление знаний о
Называют отдельные города
России: формах рельефа,
России, отдельных
водоемах, городах,
представителей народов
населении
России

Обобщение и закрепление
представлений о предметах
и явлениях неживой
природы

Узнают и называют
изученные предметы неживой
природы на иллюстрациях,
фотографиях; относят к
определенным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва); называют предметы,
относящиеся к почве,
полезным ископаемым,
свойствам воды или воздуха;
называют элементарные
правила безопасного
поведения в природе;
рассказывают о значении
неживой природы в жизни
человека

Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Рассказывают в ходе экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Называют особенности климата
и рельефа России, называют
моря, омывающие берега России:
Черное море, Азовское море,
Балтийское море; называют
отдельные реки, озера, горы,
равнины России; называют
отдельные города России и их
достопримечательности
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах и в натуральном
виде; относят предметы неживой
природы к разным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва);
выделяют существенные признаки
каждой группы;
рассказывают о взаимосвязях
между неживой и живой
природой; соблюдают правила
безопасного поведения в природе

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА .

Цель мониторинга :
Отследить уровень обученности по ПРИРОДОВЕДЕНИЮ на определенном этапе развития обучающихся в условиях реализации ФГОС.
Задачи мониторинга:
1. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов на каждой ступени образования в условиях
внедрения ФГОС.
2. Апробация системы критериев и показателей на всех этапах обучения.
3. Выявление и анализ факторов, способствующих повышению уровня обученности.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития
обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения
родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образовательного процесса и позволяет
выявить тенденции в развитии конкретного образовательного учреждения, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку
обучающихся на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования.
Представленный мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образовательного процесса, и принять адекватные педагогические
и управленческие решения по коррекции процесса воспитания и обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды. Для
оценки сформированности каждого действия используется следующая
Система оценки:
Баллы
0 баллов
1 балл

Уровень
действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;
2 балла
преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно
3 балла
способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя
4 балла
способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов
самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными
учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить
корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Узнавание и называние учебных объектов (формы поверхности, водоёмы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны)
на иллюстрациях, фотографиях;
Представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
Отнесение изученных объектов к определённым группам (нефть- горючее полезное ископаемое);
Называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
Соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
Соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
Выполнение несложных заданий под контролем учителя;
Адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога
Данные о предметных результатах освоения учебной программы(минимальный уровень)

Ф.И.
обучающего
ся/
ЗУНы

1
2
3
4
5
6
7
8
Вывод:

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

Достаточный уровень:

Ф.И.
обучающего
ся/

ЗУНы

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Вывод:

1. Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой
информации об изучаемых объектах по заданию учителя;
2. Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
3. Отнесение изученных объектов к определённым группам с учётом различных оснований для классификации (золото- полезные ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
4. Называние сходных по определённым признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
5. Выделение существенных признаков групп объектов;
6. Знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

к

7. Участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
8. Выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы
и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
9. Совершение действий по соблюдению санитарно- гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
10. Выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
11. Осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Данные о предметных результатах освоения учебной программы (достаточный уровень)
Личностные результаты.

1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.

8.

9.
10.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико- ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны, её населению, традициям, обычаям, культурным
и историческим достопримечательностям.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за
помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на
печатной основе, работе со статьёй учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.).
Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой.
Формирование к готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил
пользования водой в быту, правила проветривания помещений).
Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного)
поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений,
мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха).
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны
– экологическое воспитание.
Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и
др.

Данные о личностных результатах освоения учебной программы
Ф.И.
обучающего
ся/
ЗУНы

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вывод:

Сводная таблица мониторинга обученности.
Уровни

1
2
3
4
5
Выводы

Усвоение учебной программы (предметные результаты)
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Начало Середина Конец
Начало Середина
Конец
года
года
года
года
года
года

Усвоение учебной программы (личностные
результаты)
Начало года
Середина года Конец года

к

Уровни достижения предметных результатов попредмету «Природоведение», 5 класс.
Минимальный уровень
- узнавание и называние изученных
объектов
(формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные
достопримечательности
нашей
страны)
наиллюстрациях,
фотографиях;
- представления о назначении
изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
- отнесение изученных объектов
копределенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
называние
сходных
объектов,отрнесенных к одной итой
же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
- соблюдение правил гигиены и
здорового образа жизни, понимание
их значений в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил
безопасного поведения в природе и
обществе
(под
контролем
взрослого);
- выполнение несложных заданий
под контролем взрослого;
- адекватная оценка своей работы,
проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки
педагога.

Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном
виде в естественных условиях;
- знание способов получения необходимой информации об
изучаемых объетах по заданию учителя;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами,
их месте вокружающем мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с
учетом различных оснований для классификации (золото –
полезное ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные
(благородные) металлы);
- называние сходных по определенным признакам объектов из
тех, которые были изучены на уроках, известных из других
источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов;
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в
природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление
желания рассказать опредмете изучения, наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при
наличии предворяющего и итогового контроля), осмысленная
оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к
ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
- совершеннствование действий по соблюдению санитарногигиенических норм в отношении изученных объектов и
явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных
действий;
- осуществение деятельности по уходу за комнатными и
культурными растениями.

Содержание обучения.
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх разделов:
«Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами
и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают
о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли - атмосфера,
литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы,
меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и
готовит обучающихся к усвоению курса географии. Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми
географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала
имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих
объектов и их нахождения на географической карте.
Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.

При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или
объяснения, сопровождающегося демонстрацией опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при
проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании
свойств тел неживой природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных
на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря,
усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация
словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное чтение, работа со словарем;
ответы на вопросы и выполнение заданий, направленных на формирование умений
анализировать прочитанное,
устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание программы учебного курса.
Введение.- 2 часа (2)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать
природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.
Вселенная.- 6 час
Небесные тела: планеты звёзды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники.
Космические корабли. Полёты в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена
времён года.
Сезонные изменения в природе.
Практические работы.
Зарисовки звёздного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.
Экскурсия (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звёздным небом.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
Наш дом- Земля.-44 ч.
Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера – 1 ч.
Воздух-9 час.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность,
бесцветность, объём , упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха.
Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и
сжатие при охлаждении.
Движение воздуха. Тёплый воздух легче холодного, тёплый воздух поднимается вверх, холодный
опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган,
способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение.
Значение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.
Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе(водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты
воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые.-14 час.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способ добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки,
песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость,
горючесть. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость,
хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты
переработки нефти: бензин, керосин, и другие металлы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с
газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Чёрные металлы ( различные виды стали и чугуна). Свойства чёрных металлов: цвет, блеск,
твёрдость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие чёрных металлов от цветных. Применение цветных металлов.
Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твёрдость, пластичность, теплопроводность,
устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твёрдость,
теплопроводность. Распознавание меди. Её применение.
Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.
Охрана недр.
Вода-14 час
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, Способность растворять некоторые твёрдые
вещества (соль, сахар и др.). Учёт и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе:
минеральная и морская вода. Питьевая вода..
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура плавления льда и кипения воды.
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от
наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадке, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение
морей и океанов в жизни человека.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва – 6 час.
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почвы- верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы.
Перегной- органическая часть почвы. Глина, песок и соли- минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаная и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и линистых почв:
способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по
водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы- плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.
Практические работы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
Зарисовка форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Заполнение схемы «Воды суши».
Изготовление макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».

Экскурсии (1 час.).
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности
Земли, водоёмы).
Межпредметные связи
Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.
Есть на Земле страна Россия-16 час
Россия- Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны.: Чёрное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие
объекты в зависимости от региона.
Москва –столица России.
Санкт- Петербург.
Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск,
Владивосток или другие города европейской и азиатской частей России (по усмотрению учителя).
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир,
города Золотого кольца.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.
Ваш город (посёлок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность ,
водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности.
Обобщение раздела «Неживая природа» (2 часа).
Практические работы:
1. Зарисовка государственного флага России.
2. Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны,
изделия народных промыслов и т.п.).
3. Изготовление альбома «Россия- наша Родина».
4. Нахождение России на политической карте.
5. Составление рассказа о своём городе, посёлке, селе, деревне.
6. Изготовление альбома «Наш город (посёлок, село, деревня)».
Экскурсии
1. Экскурсия по городу или посёлку (природные объекты, промышленные или
сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей
местности).
2. Межпредметные связи
3. Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

Учебно-методическое обеспечение
1. АООП для детей с нарушением интеллекта
2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение. Биология.
География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина,
Т.В.Шовырева,
Е.В.Подвальная - М.
«Просвещение» 2018
3. Учебник: «Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы:
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2019 г.
4. Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. Т.М.Лифанова, Е.В.Подвальная. Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы.
1.Механизмы и ТСО: - интерактивная доска - телевизор; - магнитофон; - ДВД - лупы -15 шт. микроскопы – 5 больших и 2 маленьких. - барометр. - термометры : комнатный, уличный, водный. -

глобус физический. - теллурий; - аудиокассеты: «Наедине с природой», « Голоса животных и птиц». кассета ДВД №8 (Нац. Геогр. общ.)
2. Лабораторное оборудование: - штатив лабор.; - воронки; - химические стаканы; - спиртовки; колбы; - предметные стекла; - стеклянные палочки;
3. Коллекции: - Горные породы и минералы;
ископаемые ( для нач. школы); - Каменный уголь;
- Стекло; - Металлы и сплавы;
- Торф; - Нефть;
- Алюминий;

- Почва и её состав; - Полезные
- Гранит;
- Пластмасс; - Топливо;
- Известняки; - Чугун и сталь;

7. Набор таблиц «Полезные ископаемые и их использование»
8.Демонстрационный материал «Погодные явления» (4 листа).
9. Шаблоны термометра (15 шт).
10. Раздаточный материал «Показания термометра».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».