Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья
В ГБОУ СО «Кировградская школа-интернат» средства обучения и
воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель
осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам
обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые
используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают
реализацию
принципа
наглядности
и
содействуют
повышению
эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме
наблюдений и впечатлений для осуществления мыслительной деятельности
на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные
средства, так как большую часть информации обучающиеся воспринимают
зрительно. Мы используем предметы и объекты природной и искусственной
среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические
символы, алгоритмы деятельности, наглядные пособия, кинофильмы,
видеофильмы, CD/DVD-диски, презентации. При использовании наглядных
средств соблюдается ряд условий: соответствие предъявляемой наглядности
возрасту учащихся; использование наглядности дозировано по времени и
только в соответствующий момент занятия или урока; демонстрируемая
наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала,
должна быть эстетически выполнена, хорошо видна с последней парты.
В процессе обучения также используются технические средства
обучения. Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими
средствами обучения.
Уровень оснащенности учебных кабинетов
в образовательном
учреждении
полностью
обеспечивает
особенности
организации
образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Все кабинеты
по общеобразовательным предметам хорошо оснащены, имеются
интерактивные доски и панели, персональные компьютеры, накоплены
разнообразные учебно-методические пособия, дидактический материал.
Паршутина
Оксана
Валентиновн
а
Подписан: Паршутина Оксана Валентиновна
DN: ИНН=661600670660, СНИЛС=04260413612,
E=shcola5@rambler.ru, C=RU, S=Свердловская
область, L=Кировград, O="ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ""
КИРОВГРАДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ,
РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ""",
G=Оксана Валентиновна, SN=Паршутина,
CN=Паршутина Оксана Валентиновна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.02.05 14:08:32+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты
материальной и духовной культуры, которые используют для решения
воспитательных задач.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося,
индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои
воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на
качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в
которых он должен определенным образом сориентироваться.
классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания,
формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных
средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к
предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее
влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и
методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам,
учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно
повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная
продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит
учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия
совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты;
д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е)
совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж)
проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она
осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в
начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при
активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности
школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть
воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть
социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль
ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна
меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4)
совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена
коллективными переживаниями.
3. Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что
достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то
потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется
через
дежурство по классу, школе;
работа на пришкольном участке;
летняя трудовая практика
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в
форме проведения разного рода игр:
организационно-деятельностные;
соревновательные;
сюжетно-ролевые.
Уровень оснащенности учебных кабинетов полностью обеспечивает
особенности организации образовательного процесса в соответствии с
программными требованиями для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Все кабинеты по общеобразовательным
предметам хорошо оснащены, имеются интерактивные доски и панели,
персональные компьютеры, накоплены разнообразные учебно-методические
пособия, дидактический материал.
Паршутина
Оксана
Валентиновн
а
Подписан: Паршутина Оксана Валентиновна
DN: ИНН=661600670660, СНИЛС=04260413612,
E=shcola5@rambler.ru, C=RU, S=Свердловская
область, L=Кировград, O="ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ""
КИРОВГРАДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ,
РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ""",
G=Оксана Валентиновна, SN=Паршутина,
CN=Паршутина Оксана Валентиновна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.02.05 14:08:46+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1