Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Кировградская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
Принято:
Педагогическим советом школы
Протокол №1 от 25 августа 2022г.
Утверждаю:
Директор ГБОУ СО
«Кировградская школа – интернат
О.В. Паршутина _______________
Приказ № 88/1 о/д от 31 августа 2022г.
Рабочая программа кружка
«Умелые ручки»
на 2022-2023 учебный год
для учащихся 2 «А» класса
Составитель:
Трифонова Наталья Михайловна
Воспитатель первой
квалификационной категории
Кировград, 2022г.
Пояснительная записка
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей,
моторики, а также конструкторского мышления детей с легкой степенью умственной
отсталостью.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и
направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами
ручной работы с разными материалами (работа с пластилином, работа с природным
материалом, работа с бумагой, работа с крупой).
Обучение групповое. Группа формируется в количестве до 12 человек. С таким
количеством обучающихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно
сказывается на эффективности работы.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. В целях снижения
напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и
физкультурные паузы.
Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей
с легкой умственной отсталостью, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой, с
природным материалом, с крупой, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на
уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Цель программы: развитие творческих возможностей, обучающихся с умственной
отсталостью, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия,
усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Основные задачи:
Образовательные:
- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных
материалов; - обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению, о
материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке
различных материалов;
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие; -развивать мелкую моторику пальцев рук, - способствовать
развитию творческой активности.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца,
уважительное отношение к результатам труда; - воспитывать отзывчивость и умение работать в
коллективе; - воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.
Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию
«Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении,
сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого
педагогу необходимо помнить об особенностях детей с умственной отсталостью на занятиях.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу,
рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных
особенностей и его возможностей. При изготовлении какого-либо изделия ученик учится
устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.
Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в
данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно,
создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время,
педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим
определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:
аккуратность; четкость выполнения изделия; самостоятельность выполнения; наличие
творческого элемента.
Формами подведения итогов могут быть: выставки, участие в конкурсах, самооценка,
коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях
кружка перед одноклассниками.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
-правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
-правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
-способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Обучающиеся должны уметь:
-правильно пользоваться ручными инструментами;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
-организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
-бережно относиться к инструментам и материалам;
-экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
-правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их
по внешнему виду.
Месяц
08.09
08.09
15.09
22.09
29.09
Содержания рабочей программ
(1 раз в неделю - четверг)
Сентябрь
Название занятия
Технология
Цель
Вводное занятие
Инструктаж по технике
безопасности при работе с
ножницами
«Осень-волшебница»
Коллективная аппликация
Цель: развивать у детей познавательный
интерес, расширять кругозор знаний и
представлений.
«Что такое фликер»
Цель: Формировать творческое мышление.
Развивать художественный вкус, фантазию,
изобретательность, пространственное
воображение.
«Красота осенних листьев»
Цель: закрепление в умении
изготавливать аппликацию из природного
материала (сухих листьев), развивать
чувство цвета и композиции.
«Мухомор» развивать чувство цвета и
композиции, развивать мелкую моторику,
художественный вкус.
Рисование краски, гуашь
Аппликация из сухих листьев
Пластилинография
Октябрь
Месяц
06.10
13.10
20.10
27.10
Название занятия
Цель
Технология
«Павлин»
Цель: Расширить знания детей о павлине.
Развитие мелкой моторики, цветового
восприятия, чувства формы и композиции.
«Композиция из геометрических фигур»
Цель: Упражнять в составлении композиции
из геометрических фигур. Закрепить
названия геометрических фигур.
«Зайчик»
Цель: Совершенствовать умения детей
создавать композицию из отдельных
деталей, расширить представление детей об
особенностях внешнего строения зайца.
Презентация. Композиция из
цветной бумаги
«Пернатые друзья»
Цель: учить детей отражать в рисунке
представление о зимующих птицах;
уточнить представление о внешнем виде
снегиря (особенности строения, окраска).
Рисование цветными карандашами
Аппликация из бумаги
Аппликация из ватных дисков и
ваты
Месяц
10.11
17.11
24.11
Месяц
01.12
08.12
15.12
22.12
Ноябрь
Название занятия
Цель
«Пингвин»
Цель: Воспитывать любовь к природе, усидчивость
и терпение. Развивать мелкую моторику пальцев
рук.
«Наши любимые сказки»
Цель: Продолжать совершенствовать умение
передавать в рисунки персонажей сказки.
Формировать навыки располагать изображение по
всему листу.
««Эти забавные дикие животные» Проявление
потребности в творческом самовыражении Умение
использовать художественно – творческую
деятельность при организации интересного отдыха.
Формирование творческих способностей и
самовыражение ребенка в различных видах
творческой деятельности. Воспитание
эмоционально –
ценностного отношения к различным видам
искусства.
Декабрь
Название занятия
Цель
«Времена года»
Цель: Формировать знания детей о временах года и
их отличительных признаках. Развивать мелкую
моторику рук и пространственное воображение.
«Эти забавные животные»
Цель: расширять знания детей о животных, их
месте обитания. Вызвать интерес к составлению
коллективной композиции.
Мастерская деда Мороза» Познакомить детей с
традициями празднования Нового года,
сформировать элементарные представления о
празднике, развивать познавательную активность,
творческие способности, любознательность.
«Иней покрыл деревья «Учить изображать картину
природы, учить рисовать гуашью. Развивать
эстетическое восприятие
Технология
Пластилинография
Рисование краски,
карандаши
Выполнение коллажа из
картинок
Технология
Аппликация из цветной
бумаги и соли
Коллаж, раскраска
Коллаж из готовых фигурок
Рисование белой гуашью
иней.
Январь
Месяц
Название занятия
Цель
Технология
12.01
Зима. Мое настроение. Рисунок зимнего леса
Формирование положительного эмоционального
отношения к живописи
Краски, альбом
19.01
«Тарелочка»
Цель: Развитие творческих способностей,
воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
«Подарок для папы. Готовим поделки нашим папам
и дедушкам. Аппликация.
Поделки из цветной
бумаги и картона
26.01
Месяц
02.02
09.02
16.02
Месяц
02.03
09.03
16.03
23.03
Февраль
Название занятия
Цель
«Веточка мимозы»
Цель: Учить отделять, скатывать в шарики
одинаковых по размеру комочки пластилина.
Открытка для папы Цель: Развитие творческих
способностей, воспитывать аккуратность и
эстетический вкус.
«Подарок для папы»
Цель: Развитие творческих способностей,
воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
Март
Название занятия
Цель
«Первоцветы»
Цель: Формировать у детей желание создавать
красивое своими руками, совершенствовать навыки
работы с ножницами, бумагой, клеем.
«Зайка»
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук,
чувства композиции, пропорций; способствовать
развитию творческих способностей;
совершенствовать навыки и умения в аппликации
«Майская сирень»
Цель: Формировать у детей желание создавать
красивое своими руками, совершенствовать навыки
работы с ножницами, бумагой, клеем.
«Букет в вазе»
Цель: Получить представление о том, что такое
красиво, гармонично.
Бумага, клей, ножницы
Технология
Лепка из шариков
Рисование гуашью
(раскраска)
Рисование краски
Поделки из цветной
бумаги и картона
Технология
Аппликация из ватных
дисков и пластилина
Объемная аппликация из
бумаги
Аппликация из бумаги
Объемная аппликация из
бумаги
Апрель
Месяц
06.04
13.04
20.04
27.04
Название занятия
Цель
«Времена года - весна»
Цель: Формировать знания детей о временах года и
их отличительных признаках. Развивать навыки
работы с бумагой.
Сказка «Колобок», «Курочка ряба»
Цель: Формировать творческое мышление,
устойчивый интерес к художественной
деятельности. Развивать художественный вкус,
фантазию, изобретательность, пространственное
воображение.
«Ежик в лесу»
Цель: Закрепить приемы аппликации из салфетокскручивание, скатывание, обрывание, навыки
пользования ножницами и клеем.
«Эти забавные животные» Проявление потребности
в творческом самовыражении Умение использовать
художественно – творческую деятельность при
организации интересного отдыха. Формирование
творческих способностей и самовыражение ребенка
в различных видах творческой деятельности.
Воспитание эмоционально –ценностного отношения
к различным видам искусства.
Технология
Рисуем цветными
карандашами
(раскраска)
Рисование краски, гуашь
(раскраска)
Аппликация из комочков
бумаги
Выполнение коллажа из
картинок животных
Май
Месяц
04.05
11.05
18.05
26.05
Название занятия
Цель
«Буквы и цифры»
Цель: Упражнять в (лепке) раскатывании
пластилина в ладонях и на подложке.
«Пусть всегда будет солнце»
Цель: Дать детям понимание значения мира,
доброты и уважения к людям.
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цель: Расширять представления о важных
компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде, и
что природа является источником здоровья.
Инструктаж на летние каникулы
Технология
Лепка на подложке
Рисуем красками
(раскраска)
Просмотр презентации о
летнем отдыхе
Составление памятки